Геометрический материал – это составная часть курса математики начальной школы, связанная с формированием у детей представлений о линии, ее разных формах, геометрических фигурах и их особенностях.
Геометрический материал изучается с начала школьного обучения. Он входит в программу изучения математики и его познание осуществляется параллельно с арифметикой.
Геометрический материал располагается в образовательной программе концентрически, т.е. геометрические фигуры изучаются на каждом году обучения. При этом, знания о них расширяются и углубляются, а также, проводится первоначальное повторение изученного ранее перед рассмотрением новых тем.
Содержание программы изучения азов геометрии в начальной школе
Ознакомление с геометрическими данными, познание основ геометрии учащимися начальной школы реализуется по следующим направлениям:
- Знакомство с геометрическими фигурами. Исследуется их строение, особенности, свойства, параметры функционирования.
- Знакомство с расположением геометрических фигур на плоскости и в пространстве.
- Знакомство с геометрическими величинами. Здесь предполагается формирование навыков измерять их длины и иные размерные параметры, а также, постижение единиц измерения.
- Знакомство с инструментами для построения геометрических фигур и способами их измерения.
Изучение геометрических фигур реализуется в следующей последовательности:
- Демонстрация фигуры детям.
- Называние фигуры, многократное повторение названия для закрепления.
- Развитие навыков распознавания геометрических фигур в окружающем мире т.е. умения назвать форму окружающих предметов.
- Развитие навыков построения геометрических фигур.
- Изучение свойств и особенностей геометрических фигур.
Как правило, на этапе начального школьного обучения, учащиеся уже знают названия геометрических фигур и владеют распознаванием некоторых из них в пространстве.
Ознакомление с пространственным расположением фигур осуществляется через формирование понятий: слева, справа, низ, вверх, сзади, впереди и др. Некоторые из них бывают сформированы еще на этапе дошкольного обучения. Они уточняются и закрепляются специальными упражнениями на уроках.
Что касается ознакомления с геометрическими величинами, то обучение реализуется по специальной методике, которая будет рассмотрена более подробно.
Знакомство с инструментами для построения и измерения геометрических фигур реализуется на основании демонстрации учащимся циркуля, линейки, транспортира и приемов работы с ними, правил их использования при построении различных фигур и определении их величин.
Методика знакомства с геометрическими фигурами в начальных классах
Изучение геометрического материала на этапе начального школьного обучения реализуется во взаимосвязи учебной информации с другими дисциплинами. Геометрия связывается с трудовой деятельностью учащихся, с окружающим миром, изобразительным искусством, музыкой и, естественно, с математической наукой.
На этапе начального школьного обучения реализуется знакомство учащихся с понятием длины, площади, массы, емкости, времени. У учащихся формируются определенные представления об этих величинах и единицах их измерения.
Изучение любой геометрической величины представляет собой поэтапный процесс. Геометрические величины познаются в следующей последовательности действий:
- Определение уровня геометрических знаний учащихся. Это требует проведения диагностирования среди коллектива класса, которое отразит геометрические знания каждого отдельного учащегося. Знания затрагивают конкретную геометрическую величину, ее свойства, опыт работы с ней, совершение с величиной разнородных операций.
- Развитие навыков сравнения однородных величин. Для этого используются приемы наложения величин, их приложения друг к другу, применение разнообразных мерок.
- Познание единиц измерения конкретной величины и инструментов, которым можно его произвести. Учащиеся знакомятся с единицей измерения, ее особенностями и им демонстрируется приспособление, с помощью которого можно производить конкретные измерения.
- Развитие навыков самостоятельного измерения. Реализация воспроизведения операций по измерению, которые были продемонстрированы педагогом.
- Развитие навыков сложения и вычитания однородных величин.
- Знакомство с разными единицами величин. Производится перевод одних единиц измерения в другие по определенным правилам.
- Развитие навыков выполнения операций умножения и деления величин на различные числа.
Таким образом, происходит освоение геометрических величин в опоре на связь познавательной работы с другими дисциплинами. Также, развитие представлений о геометрических величинах опирается на принцип наглядности обучения и практической реализации теоретических знаний. Это предполагает применение на уроках разнообразных наглядных пособий и средств, таких как:
- Карточки с изображением геометрических фигур;
- Модели геометрических фигур;
- Карточки с информацией о единицах измерения;
- Плакаты с порядком выполнения операций измерения;
- Реальные предметы определенных геометрических форм и величин;
- Инструменты для измерения геометрических величин;
- Пластилин для лепки геометрических фигур;
- Наборы дидактических игр, ориентированных на выполнение операций определения и измерения геометрических фигур и их величин.
Геометрический материал, познаваемый на разных этапах начального школьного обучения
Познание геометрического материала носит последовательный характер. Обязательно должна быть логическая связь в познании геометрических фигур и их величин на каждом году начального школьного обучения. Так, в первом, втором, третьем и четвертом классах начальной школы изучаются разные геометрические фигуры и операции с ними. Последовательность познания геометрического материала выглядит так:
- Первый класс – знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, круг, треугольник. Дети не познают их основные свойства, а просто учатся выделять в пространстве, отличать друг от друга. Также, изучается точка, прямая и кривая линия.
- Второй класс – изучение прямой линии, отрезка и луча. Дети учатся строить прямые линии, проходящие через определенное количество точек, строить отрезки по длине и измерять их, а также сравнивать отрезки между собой по их величине.
- Третий класс – знакомство с многоугольником и расширение представлений о квадрате, круге, треугольники. Изучаются их свойства, единицы измерения, способы измерения.
- Четвертый класс – формирование навыков построения многоугольников.