Значение информационно-просветительской деятельности
Информационно-просветительская деятельность – это один из видов неформального образования, представляющего собой совокупность информационно-образовательных мероприятий, направленных на пропаганду и целенаправленное распространение научных знаний и прочих социально значимых сведений, которыми формируется общая культура человека, основы его мировоззрения и интеллектуальные способности к компетентному действию.
Степень значимости информационных аспектов подготовки современного специалиста обуславливается также спецификой социально-культурной деятельности, которая по своей сути представляет информационно-педагогическую, в качестве основных компонентов которой рассматривают:
- понимание закономерностей развития социальной организации и воздействие на этот процесс науки, техники, культуры и образования;
- способности выявления и критического анализа событий, фактов и явлений социальной жизни;
- умение логично мыслить и убедительно выражать собственные мысли;
- владение новейшими инфрмационно-просветительскими технологиями по поиску, обработке и транслированию информации;
- интерес и потребность получать непрерывное образование в условиях непрерывно меняющейся информационной среды.
Все означает, что информационная культура специалиста должна рассматриваться в качестве одного из интегральных показателей творческого начала профессионального поведения, который формируется как единство взаимодействия следующих составляющих:
- тезаурус личности, характеризующий ее познавательную емкость и интеллектуальный потенциал;
- диапазон информационных потребностей и интересов, которыми обеспечивается уровень социальной активности специалистов;
- информационные умения, задающие широту предметно-практического и теоретического опыта личности.
Широту квалификационных характеристик определяют в качестве многоуровневости формулировки учебных целей, а также в качестве многоаспектного содержания курса «Методика информационно-просветительской деятельности».
Выделяют следующие уровни ее целей:
- Первый уровень целей и содержания предмета предполагает необходимость формировать информационную культуру учащихся, умений и навыков работы с информационными носителями, развитие субъективных информационных потребностей, которые проявляются стремлением учащихся к овладению специальными знаниями, с использованием современных средств доступа к информационным ресурсам.
- Второй уровень целей основан на необходимости раскрыть основной понятийный аппарат, сущность и структуру явлений, которые связаны с информационно-просветительскими социальными процессами.
- Третий уровень целей предполагает усвоение научно-методических основ информационно-просветительской деятельности, новейших технологий социокультурной деятельности, направленной на отбор, обработку и распространение социальной информации.
Вместе с целями и содержанием обучения, важный элемент в структуре методики информационно-просветительской деятельности – условия ее реализации:
- предметно-интегративные, то есть межпредметные и межкафедральные связи;
- индивидуализация и дифференциация учебных заданий;
- стимулирование познавательной активности студентов посредством различных форм организации учебной деятельности, от репродуктивной к продуктивной и творческо-поисковой деятельности.
Каждый раздел курса включает семинарские, практические, лабораторные и индивидуальные занятия. Помимо этого, студенты очного отделения проходят учебную практику по предмету и защищают индивидуальное творческое задание.
В третьем семестре студенты очно сдают зачет, а в четвертом – экзамен.
Студенты-заочники кроме лабораторных и практических занятий в третьем семестре выполняют контрольную работу и сдают экзамен.
Методика формирования информационной культуры личности
Информационная культура – это область культуры, которая связана с функционированием информации в обществе.
Понятие информационной культуры сегодня широко используется в литературе. Данное понятие многозначно, существует масса его определений в разных источниках. Общепринятым определением является следующе.
Информационная культура личности – это умение человека ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию и творчески ее переработать.
Традиционно информационная культура связана или с обучением информатике и овладением компьютерными навыками, или с библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения.
Информационная среда в предметной области информатики формируется посредством нескольких составляющих:
- предмет информатика в играх и задачах, введенный в начальной школе, служит задачам общего развития обучаемых, так как в современной системе обучения идея развития преобладает. Преобладание компьютерных дисциплин в младших классах с соответствующим программным обеспечением довольно дорогое удовольствие, помимо этого, время работы с компьютером ограничивается или по медицинским соображениям, или из-за занятости компьютерного класса;
- использование компьютеров в некомпьютерных дисциплинах, то есть обучающие программы, диагностика, тесты;
- подготовка докладов и рефератов по любой школьной дисциплине предполагает оформление работ на компьютере. При выполнении практических заданий, ученики получают информацию о видах программ, стандартном пользовательском интерфейсе, а также об устройстве компьютера.
Такая организация способствует развитию высокой мотивации учеников к изучению, например, текстового редактора, который осваивается значительно быстрее, чем на традиционных уроках информации.