Цели и задачи обучения чтению
Чтение – это сложный когнитивный процесс восприятия и понимания информации, зафиксированной в письменной форме.
С помощью чтения люди могут реализовать возможность опосредованного общения, то есть воспринимать и понимать текст, что говорит о взаимодействии читателя и автора текста, а процессе протекания сложных мыслительных операций, которыми сопровождается осознание прочитанного.
Восприятие текста с активной переработкой информации выступает основными компонентами чтения. Обучение чтению как одному из видов речевой деятельности – важнейшая учебная задача, которая должна быть решена учителем начальной школы.
При обучении чтению, учителю необходимо четко осознавать коммуникативную задачу, которой будет определяться характер восприятия школьниками текста. В данном случае коммуникативная задача – это установка на то, с какой целью читают, то есть зачем будет использоваться информация, полученная из прочитанного текста. При этом необходимо учесть функции, свойственные чтению как виду речевой деятельности, реализуемой при опосредованном общении читателей с автором текста.
Обычно выделяют три основных функции чтения:
- познавательную, реализующуюся при получении информации о мире, людях, фактах и явлениях окружающего мира, то есть чтение, чтобы что-то знать;
- регулятивную, направленную на управление практической деятельностью учеников, на развитие их опыта, то есть поступки, соответствующие полученной информации, совершенствование своего жизненного опыта, своих умений в определенной области, то есть чтение, просто чтобы научиться читать;
- ценностно-ориентационную, связанную с эмоциональной сферой жизни людей. Отмечается воздействие на эмоции и чувства читателя, что вызывает совершенствование его логичности, повышение его культурного уровня, то есть чтение для удовольствия.
Основные задачи обучения чтению следующие:
- совершенствовать навыки правильного, сознательного и выразительного чтения;
- формировать вдумчивое чтение, читателя, который любит книгу и умеет с ней работать;
- расширять и углублять знания учеников об окружающем мире, формировать мировоззрение;
- формировать личностные качества детей;
- развивать речь и мышление;
- формировать литературоведческие представления.
Методами обучения полноценному чтению учеников начальной школы являются:
- эмоционально-понятийный метод – выразительное чтение педагогом произведения без дополнительных разъяснений, а также чтение учеников на основании подражания;
- метод объяснительного чтения – чтение частей текста и дальнейший детальный разбор содержания по вопросам;
- метод литературного чтения - чтение с элементами литературного анализа;
- метод воспитательного чтения – предполагает свободную беседу нравственно-эстетического плана;
- чтение-рассматривание – чтение при целенаправленной опоре на информационно-справочный аппарат книги и ее художественно-графическое оформление.
Этапы формирования навыка чтения у дошкольников
Методическая наука выделила три этапа формирования читательского навыка:
- Аналитический – характеризуется разорванностью всех трех компонентов процесса чтения и требуют от ребенка прилагать определенный объем усилий, направленных на произведение определенных операций: найти гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, озвучивать каждый увиденный слог и пр., произносить плавно, ток, чтобы была возможность узнать слово и понять его. Чтение по слогам является признаком того, что дети находятся на первом этапе формирования навыка, то есть аналитическом. Принято считать, что аналитический этап – это период обучения грамоте. При этом учителю нельзя забывать, что каждый ребенок характеризуется своим уникальным темпом развития и овладения навыком чтения.
- Синтетический – предполагает, что все компоненты чтения могут быть синтезированы, то есть восприятие, произнесение и осмысление читаемого протекают одновременно. На данном этапе дети начинают читать целыми словами. Главный признак перехода чтеца на данный этап – наличие интонирования при чтении. Важно, чтобы дети не просто осмысливали отдельные текстовые единицы, а могли соотнести их с целостным содержанием прочитанного. Интонации при чтении появляются при условии, что чтецы удерживают в сознании общий смысл читаемого, обычно это отмечается на втором году обучения в школе.
- Автоматизации – предполагает доведение навыка до автоматизма, который не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия предполагают осознание содержания читаемого и его формы, то есть основную идею произведения, его композицию, художественные средства и пр. Этап автоматизации характеризуется стремлением ребенка читать про себя. Главный признак достижения детьми автоматического чтения – непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их стремление делиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов со стороны учителя, а также стремление обсудить прочитанное.
В рамках начальной школьной программы эти этапы могут быть успешно реализованы при соблюдении учителем следующих условий:
- каждодневные регулярные упражнения в чтении;
- отбирать тексты для чтения нужно с учетом психологических особенностей детей данного возраста и литературных особенностей текстов;
- учитель должен вести систематическую работу, направленную на предупреждение ошибочного чтения;
- учитель должен использовать в работе целесообразную систему исправления ошибок, допущенных детьми при чтении;
- необходимо прививать навыки чтения «про себя» поэтапно: читать шепотом; беззвучно артикулировать читаемое; читать непосредственно про себя.