Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика формирования у дошкольников способов словообразования

Направления работы по словообразованию в дошкольном возрасте

Определение 1

Словообразование – это языковое средство, применяемое для расширения активного словаря и его использования для построения связной речи.

Словообразование представляет собой механизм построения слов, которым должен овладеть ребенок для эффективного владения языковыми средствами.

Составление слов является интересным и важным процессом. Он позволяет расширить свой словарный запас, кругозор, знания в области строения слова: суффикс, приставка, корень.

Работа по освоению механизмов словообразования реализуется по различным направлениям. Это зависит от возрастной группы дошкольников и их психических и индивидуальных параметров развития.

Выделяют следующие направления работы по развитию навыков словообразования:

  1. Развитие словообразования в младшем дошкольном возрасте. Оно связано с освоением техники работы с суффиксами существительных. Детей обучают добавлять суффиксы к словам для создания уменьшительно ласкательной формы слова, детеныша животного: слон – слоненок, сова – совенок, стакан-стаканчик и т.д. Кроме того, дети учатся образовывать глаголы от существительных слов, добавляя к ним приставки и окончания: бег – бегать, бежать – пробегать и т.д. На этой стадии происходит освоение применения продуктивных способов словообразования.
  2. В среднем дошкольном возрасте происходит расширение речевых навыков ребенка и образовательный процесс расширяется. Детей учат образованию слов, относящихся к разным частям речи и разными способами. Дошкольники осваивают формирование единственного и множественного числа существительных, соотношение с ними прилагательных в числе, роде , применение существительного в верном падеже, склонению глаголов, изменение лиц и чисел глаголов, использование местоимений в верном спряжении и т.д. Упражнения на развитие словообразования используются в форме дидактических игр, а также сюжетных. Словообразование формируется на основе составления менее продуктивных моделей слов.
  3. Освоение типовых способов словообразования. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать способы формирования слов на основе изменения и добавления их разных частей: корней, суффиксов, окончаний. Прилагательные используются в разных степенях и согласовываются с существительными. Данные модели слов носят непродуктивный характер. Их освоение позволяет расширить лексический запас дошкольника.
«Методика формирования у дошкольников способов словообразования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Использование морфологического способа словообразования в работе с дошкольниками

Определение 2

Морфологический способ словообразования – это получение новых слов за счет присоединения к основе слова разнообразных морфем – приставок, суффиксов, окончаний и др.

Сущность данного способа заключается в том, что слова образуются на основе присоединения к исходному слову или его основе морфемы. Например, сила – сильный. Здесь, сила является основой слова, т.е. в данном случае все слово является основой, а суффикс «н» и окончание «ый» -словообразовательными морфемами.

Основными видами морфологического словообразования являются:

  1. Приставочный. Предполагает добавление приставки к исходной основе: шел-пришел-ушел.
  2. Суффиксальный. Основан на добавлении суффикса к исходной основе: прыгать – прыгнул, убегать – убегающий.
  3. Способ нулевой суффиксации. Добавление суффикса к исходной основе, в которой его не имеется: сила – силач, мощь-мощность.
  4. Приставочно-суффиксальный. Здесь предполагается добавление приставки и суффикса к исходной основе: берег – побережье, скала – наскальный.
  5. Соединение двух слов. Основан на соединение двух слов путем их связывания соединительным суффиксом: овощ и хранить – овощехранилище, овощ и резать - овощерезка.

Использование морфемного способа словообразования при обучении дошкольников оказывается наиболее эффективным методом по формированию навыков создания новых слов и расширения словарного запаса детей. Это обусловлено тем, что данный вид словообразования имеет творческий характер. Ребенок сам составляет слова, совершая процесс словотворчества. Это позволяет ребенку почувствовать себя первооткрывателем: он сам осуществляет поиск новых слов и составляет их разнообразные формы. Это увлекательно и мотивирует к словотворческой деятельности.

Морфологический способ словообразования актуально использовать в дошкольном возрасте еще и потому, что, примерно к пяти годам, у детей начинает активно работать освоение суффиксов и падежных окончаний. Они легко оперируют суффиксами и могут спокойно составлять слова, посредством их использования. Кроме того, в этом возрастном периоде, речь ребенка активно развивается. Он обращает внимание на ее грамматический строй и выполняет операции со словами по аналогии. Принцип аналогии лежит в основе морфологического способа словообразования.

Целевое назначение упражнений по словообразованию

В дошкольном возрасте, в условиях ДОУ или при обучении ребенка дома, формирование навыков словообразования реализуется посредством использования специальных упражнений, которые ориентированы на тренировку навыков составления слов разными способами.

Упражнения по словообразованию организуются на специальных занятиях по развитию речи. Как правило, занятия организуются в игровой форме. Применение упражнений по словообразованию имеет следующее целевое назначение:

  1. Развитие интереса к словам, которые воспринимаются ребенком на слух. Необходимо мотивировать ребенка к активизации слухового восприятия и слухового внимания.
  2. Формирование критического взгляда на собственную речь. Ребенок должен уделять внимание правильности произношения, верности его составления, сравнивать свою речь с речью других детей, их словообразовательными навыками.
  3. Формирование навыков составления слов разными способами.
  4. Формирование навыков выбора верного варианта составления слов. Из совокупности вариантов словообразования, необходимо уметь выбирать наиболее подходящий, единственно верный в данных обстоятельствах.

Достижение данных целей реализуется посредством организации сюжетных, дидактических игр, импровизированных постановок, веселых заданий по составлению слов, загадок, коллективной форме работы: совместное проговаривание слов, вариантов их организации.

Дата последнего обновления статьи: 06.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot