Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика формирования у дошкольников синтаксической стороны речи

Этапы овладения детьми синтаксической стороной речи

Определение 1

Синтаксис – это раздел языка, занимающийся исследованием способов составления предложений разной сложности.

Синтаксис отражает грамматический строй речи. Его освоение необходимо для того, чтобы ребенок мог легко строить связные фразы, а его речь полноценно развивалась и была правильно построенной.

Освоение синтаксической стороны речи осуществляется ребенком в три стадии:

  1. После года начинается формирование речи ребенка. Он только учится использовать отдельные слова в речи и составлять предложения. Предложения этого периода не имеют четкой грамматической структуры. Ребенок использует аморфные слова-корни, которые используются в одном виде в любом контексте речи.
  2. Примерно с двух летнего возраста начинается постепенное освоение ребенком грамматической структуры речи. Происходит освоение грамматических категорий и реализуется их внешнее выражение.
  3. В дошкольном возрасте (с трех до семи лет) происходит освоение морфологического строя языка. Его формирование прямо связано с развитием грамматических навыков. К концу дошкольного возраста, ребенок полноценно овладевает грамматической структурой языка: может строить связные, четкие высказывания, использовать сложные синтаксические структуры для построения предложений, формировать осознанные монологические высказывания, поддерживать полноценный диалог.

С трехлетнего возраста происходит освоение ребенком правил и способов построения простых предложений. Они являются короткими и включают только подлежащее и сказуемое. Постепенно эти предложения расширяются за счет добавления второстепенных членов предложения: определений, обстоятельств, дополнений. Освоение и совершенствование практического применения этих способов развивает синтаксическую сторону языка к началу обучения в школе.

Задачи и направления образовательной работы по развитию синтаксической стороны речи дошкольников

Формирование синтаксической стороны речи является целенаправленным процессом, требующим профессиональной деятельности педагога. Программа по развитию синтаксиса дошкольников строится на основе учета возрастных особенностей его развития.

Основными задачами педагогической практики по формированию синтаксической стороны речи дошкольников являются:

  1. Соблюдение правил при построении предложений разной сложности. Важно, контролировать процесс речевого развития ребенка и его навыков в области формирования синтаксических конструкций речи.
  2. Формирование и укрепление навыков построения и практического использования развернутых предложений.
  3. Уделение внимания правильному употреблению определений и обстоятельств в предложениях.
  4. Развитие навыков выражения своих мыслей, посредством правильных грамматических конструкций и разных их вариаций, т.е. ребенок должен научиться использовать разные формы высказываний.
  5. Развитие навыков построения разных типов предложений и их объединение в единое связное высказывание.
«Методика формирования у дошкольников синтаксической стороны речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Формирование синтаксиса дошкольника включает в себя применение разнообразных форм и методов работы.

Работа по формированию синтаксической стороны речи дошкольника реализуется по следующим основным направлениям:

  1. Формирование навыков простого ответа на вопросы.
  2. Развитие навыков построения простых предложений, содержащих подлежащее и сказуемое.
  3. Развитие навыков оформления и распространения предложения путем добавления однородных членов.
  4. Развитие навыков расширения и усложнения предложения путем добавления обобщающих слов.
  5. Формирование навыков построения сложных предложений.

Методы и приемы развития синтаксической стороны речи дошкольников

С целью развития разных аспектов синтаксиса дошкольников используются следующие методы и приемы обучения:

  1. Составления предложения по картинке. Этот метод применяется, как для составления простых, так и сложных предложений. Составление предложения по картинке, обычно, не вызывает затруднений у детей, поскольку картинка находится в статичном положении: ее действие не меняется. Поэтому ребенок может сконцентрировать внимание на нем и спокойно построить предложение;
  2. Построение коммуникативных ситуаций. Дети разделяются на пары или малые группы и учатся строить диалоги между собой. Общение начинается с построения простых фраз: приветствие, знакомство, вопрос : «Как дела?». Постепенно фразы усложняются и их перечень расширяется. Может быть введена какая-то тема для беседы. Построение коммуникативной ситуации может быть основано на переносе сюжета сказки или ее отдельной сцены, организации кукольного театра и т.д.;
  3. Игры-драматизации. Такие игры основаны на сочетании действий и слов. Фразы формулируются ребенком произвольно – в ходе совершения игрового действия. Это упрощает процесс построения предложения;
  4. Демонстрация действия. Воспитатель показывает детям совершение какого-то действия и проговаривает его. Затем, осуществляется демонстрация действий разного характера и их проговаривание детьми;
  5. Упражнения на дополнение фразы. Воспитатель проговаривает какую-то фразу и не заканчивает ее, а вставляет в конце вопрос, побуждающий детей к завершению предложения. Например, «Сегодня утром в школу пришли…кто? (дети)», «Доктор лечит… кого?(больных)». Это учит навыкам распространения предложений;
  6. Упражнения на изменение глаголов. Педагог задает вопросы, побуждающие дети изменить склонение или время глагола. Например, «Вчера дети ходили в лес, значит сегодня…(дети в лес не пойдут)».

Любые занятия по развитию синтаксической стороны речи дошкольников должны быть организованы в игровой форме. Можно использовать игрушки, проигрывать сцены из сказок или реальные жизненные ситуации оборачивать в игру. Игра облегчает процесс обучения дошкольника. Он осваивает построение предложений в легкой, ненавязчивой форме. Это мотивирует его к дальнейшему совершенствованию своих грамматических навыков.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot