Понятие и сущность социальной активности учащегося
Социальная активность – это системное образование, характеризующееся проявлениями интенсивности освоения совокупности общественно-значимых умений и навыков, необходимых для успешной и достойной жизнедеятельности.
Значимость социальной активности заключается в том, что она позволяет человеку активно влиять на ситуацию, посредством взаимодействия с окружающим миром и сформированной жизненной позиции. Именно через социальное взаимодействие человек может чувствовать, что он часть общества и реального мира, тем самым адекватно оценивать собственные силы и социальный потенциал.
Основная цель формирования социальной активности у учащихся – получение идеального конечного результата, представленного в виде согласованности собственных действий и требований общества.
Ведущими формами развития социальной активности учащихся являются:
- групповая форма;
- коллективная форма;
- организованное ученическое самоуправление в учебном заведении;
- педагогическое взаимодействие и общение.
В качестве субъекта социальной активности выступает учащийся, который проявляет себя с разных видах деятельности (творческая, социально-значимая, художественно-эстетическая и т.д.). Взаимодействуя с педагогом и сверстниками, учащийся, как субъект социальной активности, имеет возможность самостоятельно определять способы и формы собственной активности.
В качестве объекта социальной активности учащегося выступает то, на что направлена его социальная активность. Ее направленность двойственна, так с одной стороны социальная активность учащегося направлена на стремление преобразовать окружающую социальную активность, а с другой стороны на развитие самого себя.
Именно преобразование окружающей социальной реальности соответственно собственным социальным мотивам и потребностям являются содержанием социальной активности учащегося.
Основные средства и методы реализации социальной активности учащихся: ролевая игра, социальный проект, деловая или организованная игра, акция и т.п. Их главной совокупной характеристикой является то, что они все направлены на личностное развитие учащегося.
Таким образом, содержание социальной активности учащегося связано со следующими сферами социальной деятельности: военно-патриотическая, политическая, экологическая, социально-экономическая и т.д., а также с характером их реализации (организованно, стихийно, совместно, индивидуально и т.д.).
Этапы формирования социальной активности учащегося
Принято выделять следующие этапы формирования социальной активности учащихся:
- Формирование и развитие социальных потребностей, которые имеются у учащегося в рамках среды его жизнедеятельности.
- Осознание личного смысла определенных видов социальной деятельности.
- Установление личных целей, которые будут наиболее значимы в выбранной социальной деятельности.
- Определение социально-приемлемых и личных методов и форм выбранной социальной деятельности.
- Личностная включенность в ту социальную деятельность, которую учащийся выбрал для себя, с целью преобразования окружающей социальной действительности.
- Осуществление анализа, личностной рефлексии и самооценки осуществленного процесса социальной деятельности и полученного результата.
Успешность прохождения каждого из этапов во многом зависит от влияния на личность учащегося со стороны разнообразных внутренних и внешних факторов. Особо большое влияние оказывают внешние факторы, такие как социальная среда, экологические, природные и биологические факторы. Все они могут влиять как положительно, так и отрицательно. Под положительным влиянием понимается повышение эффективности прохождения этапов по формированию социальной активности. Негативное влияние напротив, тормозит данный процесс, либо искажает его.
Внутренние факторы, оказывающие влияние на формирование социальной активности учащихся, относятся система ценностей человека, мировоззрение, самосознание, через которые осуществляется понимание и преобразование внешнего мира, осознание своего места в нем, смысла существования своего «Я».
Главными факторами формирования социальной активности учащихся являются:
- наличие эффективного развивающего социокультурного пространства, в рамках которого учащийся имеет возможность проявить собственный потенциал и способности;
- имеющиеся у учащегося общественные потребности, проявляющиеся в форме общественных требований к нему;
- наличие свободы в выборе направления проявления собственной социальной активности;
- стремление к успешности в личных достижениях, а разнообразных сферах и областях деятельности.
Основные показатели сформированности социальной активности учащегося
Сформированность социальной активности учащегося принято характеризовать по следующим аспектам:
- Внутренний аспект – представлен жизненной позицией личности, деятельностным характером взаимодействия с окружающей средой, направленностью мотивации на удовлетворение своих потребностей и осуществлением социально-значимой деятельностью.
- Внешний аспект – представлен активным участием в разнообразных социальных проектах, конкурсах, деятельности и т.д.
Кроме того, сформированность социальной активности учащихся характеризуется качественными и количественными показателями, такими как:
- Уровень свободы осуществляемой социальной деятельности.
- Уровень сознательности в осуществлении поиска пространства приложения собственных сил и степень возложения на себя социальной ответственности.
- Уровень включенности учащегося в социальное творчество.
- Уровень целесообразности осуществляемой деятельности.
- Уровень общественной полезности и социальной значимости собственной деятельности.
- Степень проявления инициативы.
- Степень проявления направленности на позитивные ценности в мотивации деятельности.