Сущность элементарных математических представлений
Элементарные математические представления – это элементарные знания, которые включают в себя знания о форме, пространстве, величине, времени, количестве, их отношениях и свойствах.
Элементарные математические представления необходимы ребенку для развития у него научных и житейских понятий.
Методика – это совокупность методов, средств и приемов работы, направленных на формирование и развитие у детей определенных знаний, умений и навыков.
Математика является одним из наиболее сложных учебных предметов. Именно поэтому перед воспитателями стоит задача по развитию у детей дошкольного возраста интереса к математике, а также формирования у них элементарных математических представлений, являющихся основой для дальнейшего успешного изучения математики в школе.
В настоящее время воспитательно-образовательный процесс ДОУ строится на основании ФГОС ДО. В ФГОС ДО нет раздела «Математическое развитие». В Образовательной области «Познавательное развитие» одним из пунктов значится «Формирование элементарных математических представлений» (ФЭМП).
В соответствии с ФГОС ДО, основными задачами формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста являются:
- Логико-математические представления о соотношениях и свойствах предметов (величины, числа, геометрические фигуры, закономерности, зависимости и т.п.).
- Сенсорные и предметно-действенные способы познаний математических свойств и соотношений (сопоставление, обследование, упорядочение, группировка, разбиение).
- Экспериментально-исследовательские способы познания детьми математического содержания (моделирование, экспериментирование, трансформация).
- Логические способы познания математических отношений и свойств (сравнение, анализ, классификация, абстрагирование и т.п.).
- Математические способы познания действительности (измерение, счет, простейшие вычисления).
- Интеллектуально-творческие проявления (смекалка, находчивость, догадка, сообразительность, креативность и т.д.).
- Развитие аргументированной, доказательной и точной речи, обогащение речи ребенка математическими понятиями.
- Развитие у детей активности и инициативности.
Методы формирования элементарных математических представлений
Методы, используемые для формирования элементарных математических представлений:
Перцептвные методы – это методы, которые предполагают передачу учебной информации от воспитателя к детям, которые воспринимают ее посредством слушания, наблюдения и практических действий. К данным методам относят:
- словесный (беседа, объяснение, вопросы, инструкции и т.д.);
- наглядный (иллюстрация, демонстрация, рассматривание и т.д.);
- практический (умственные и предметно-практические действия и т.д.).
Гностические методы – это методы, которые характеризуются усвоением нового учебного материала детьми посредством активного запоминания, самостоятельными размышлениями и решениями проблемных вопросов и ситуаций. К данному методу принято относить:
- проблемный,
- иллюстративно-объяснительный,
- исследовательский,
- эвристический и т.п.
Логические методы – это методы, которые основаны на мыслительных операциях, в процессе передачи и усвоения учебного материала. К ним относятся:
- дедуктивный (от общего к частному);
- индуктивный (от частного к общему).
Управленческие методы – это методы, которые характеризуются разной степенью самостоятельности учебно-познавательной деятельности дошкольников. К ним относятся:
- работа детей под руководством воспитателя;
- самостоятельная работа дошкольников.
Отдельно необходимо выделить наглядный метод. Данный метод является наиболее востребованным, так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и им проще усвоить новый учебный материал с помощью разного рода наглядностей.
Виды наглядного материала, используемого при формировании элементарных математических представлений:
- раздаточный и демонстрационный материал;
- сюжетные и бессюжетные материалы;
- плоскостной и объемный;
- специально-счетный (счеты, счетные палочки, абак и т.п.);
- самодельный и фабричный.
Методические требования, предъявляемые к применению наглядного материала на занятиях ФЭМП:
- Изучение новой темы следует сопровождать сюжетным объемным материалом.
- В процессе усвоения детьми учебного материала постепенно переходить к бессюжетным и сюжетно-плоскостным наглядностям.
- Одна программная задача объясняется с использованием максимального разнообразия наглядного материала.
- Новый наглядный материал необходимо детям показывать заранее.
Формы обучения, используемые в развитии элементарных математических представлений
В настоящее время существует несколько образовательных программ, каждая из которых рекомендует использовать разнообразные формы обучения.
Выделяют следующие формы развития элементарных математических представлений:
- Занятие (НОД) – направлено на повторение, закрепление и систематизацию элементарных математических знаний и умений. НОД организуются систематично и регулярно.
- Дидактические игры – направлены на закрепление, применение и расширение элементарных математических знаний вне учебных занятий.
- Индивидуальная работа – направлена на уточнение имеющихся у детей элементарных математических знаний и умений, устранение выявленных пробелов. Организуются также вне учебных занятий.
- Досуг – представляет собой тематическое мероприятие, в виде утренника, праздника или викторины, направленное на формирование и развитие у детей интереса к математике.
- Самостоятельная деятельность – направлена на повторение, применение и отработку математических знаний, умений и навыков. Организуется в рамках режимных моментов.
Овладение элементарными математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат.