Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика формирования элементарных математических представлений

Сущность элементарных математических представлений

Определение 1

Элементарные математические представления – это элементарные знания, которые включают в себя знания о форме, пространстве, величине, времени, количестве, их отношениях и свойствах.

Элементарные математические представления необходимы ребенку для развития у него научных и житейских понятий.

Определение 2

Методика – это совокупность методов, средств и приемов работы, направленных на формирование и развитие у детей определенных знаний, умений и навыков.

Математика является одним из наиболее сложных учебных предметов. Именно поэтому перед воспитателями стоит задача по развитию у детей дошкольного возраста интереса к математике, а также формирования у них элементарных математических представлений, являющихся основой для дальнейшего успешного изучения математики в школе.

Замечание 1

В настоящее время воспитательно-образовательный процесс ДОУ строится на основании ФГОС ДО. В ФГОС ДО нет раздела «Математическое развитие». В Образовательной области «Познавательное развитие» одним из пунктов значится «Формирование элементарных математических представлений» (ФЭМП).

В соответствии с ФГОС ДО, основными задачами формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста являются:

  1. Логико-математические представления о соотношениях и свойствах предметов (величины, числа, геометрические фигуры, закономерности, зависимости и т.п.).
  2. Сенсорные и предметно-действенные способы познаний математических свойств и соотношений (сопоставление, обследование, упорядочение, группировка, разбиение).
  3. Экспериментально-исследовательские способы познания детьми математического содержания (моделирование, экспериментирование, трансформация).
  4. Логические способы познания математических отношений и свойств (сравнение, анализ, классификация, абстрагирование и т.п.).
  5. Математические способы познания действительности (измерение, счет, простейшие вычисления).
  6. Интеллектуально-творческие проявления (смекалка, находчивость, догадка, сообразительность, креативность и т.д.).
  7. Развитие аргументированной, доказательной и точной речи, обогащение речи ребенка математическими понятиями.
  8. Развитие у детей активности и инициативности.
«Методика формирования элементарных математических представлений» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методы формирования элементарных математических представлений

Методы, используемые для формирования элементарных математических представлений:

  1. Перцептвные методы – это методы, которые предполагают передачу учебной информации от воспитателя к детям, которые воспринимают ее посредством слушания, наблюдения и практических действий. К данным методам относят:

    • словесный (беседа, объяснение, вопросы, инструкции и т.д.);
    • наглядный (иллюстрация, демонстрация, рассматривание и т.д.);
    • практический (умственные и предметно-практические действия и т.д.).
  2. Гностические методы – это методы, которые характеризуются усвоением нового учебного материала детьми посредством активного запоминания, самостоятельными размышлениями и решениями проблемных вопросов и ситуаций. К данному методу принято относить:

    • проблемный,
    • иллюстративно-объяснительный,
    • исследовательский,
    • эвристический и т.п.
  3. Логические методы – это методы, которые основаны на мыслительных операциях, в процессе передачи и усвоения учебного материала. К ним относятся:

    • дедуктивный (от общего к частному);
    • индуктивный (от частного к общему).
  4. Управленческие методы – это методы, которые характеризуются разной степенью самостоятельности учебно-познавательной деятельности дошкольников. К ним относятся:

    • работа детей под руководством воспитателя;
    • самостоятельная работа дошкольников.

Отдельно необходимо выделить наглядный метод. Данный метод является наиболее востребованным, так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и им проще усвоить новый учебный материал с помощью разного рода наглядностей.

Виды наглядного материала, используемого при формировании элементарных математических представлений:

  • раздаточный и демонстрационный материал;
  • сюжетные и бессюжетные материалы;
  • плоскостной и объемный;
  • специально-счетный (счеты, счетные палочки, абак и т.п.);
  • самодельный и фабричный.

Методические требования, предъявляемые к применению наглядного материала на занятиях ФЭМП:

  1. Изучение новой темы следует сопровождать сюжетным объемным материалом.
  2. В процессе усвоения детьми учебного материала постепенно переходить к бессюжетным и сюжетно-плоскостным наглядностям.
  3. Одна программная задача объясняется с использованием максимального разнообразия наглядного материала.
  4. Новый наглядный материал необходимо детям показывать заранее.

Формы обучения, используемые в развитии элементарных математических представлений

В настоящее время существует несколько образовательных программ, каждая из которых рекомендует использовать разнообразные формы обучения.

Выделяют следующие формы развития элементарных математических представлений:

  1. Занятие (НОД) – направлено на повторение, закрепление и систематизацию элементарных математических знаний и умений. НОД организуются систематично и регулярно.
  2. Дидактические игры – направлены на закрепление, применение и расширение элементарных математических знаний вне учебных занятий.
  3. Индивидуальная работа – направлена на уточнение имеющихся у детей элементарных математических знаний и умений, устранение выявленных пробелов. Организуются также вне учебных занятий.
  4. Досуг – представляет собой тематическое мероприятие, в виде утренника, праздника или викторины, направленное на формирование и развитие у детей интереса к математике.
  5. Самостоятельная деятельность – направлена на повторение, применение и отработку математических знаний, умений и навыков. Организуется в рамках режимных моментов.
Замечание 2

Овладение элементарными математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат.

Дата последнего обновления статьи: 31.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot