Адаптивное физическое воспитание – это организация физического воспитания и развития ребенка с отклонениями в развитии, т.е. физвоспитание лиц с ограниченными возможностями и инвалидов.
Рисунок 1. Адаптивное физическое воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Адаптивное физическое воспитание включает в себя совокупность специальных упражнений, носящих коррекционную направленность. Оно реализуется на основании дифференцированной системы физической подготовки детей с различными отклонениями в развитии.
Физические упражнения и нагрузка подбираются для каждого конкретного ребенка, исходя из его физических способностей и имеющихся отклонений в развитии. При этом, существуют специальные методы физического воспитания, которые отличаются от методов физического развития нормально развивающегося ребенка. Их использование связано с тем, что навыки восприятия ребенка с нарушением зрения сильно искажены. Они не способны воспринимать учебный материал, наглядное представление физических упражнений, так как это делают дети с нормальным уровнем развития. Потому, применяется система методов физического развития ребенка с разной степенью нарушения зрения, основанных на применение разных приемов восприятия учебной информации.
Методы адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зрения
Методика адаптивного физического развития ребенка с нарушениями зрения опирается на применение следующих методов обучения физическим навыкам и действиям:
- Метод практической деятельности. Он основан на многократном повторении выполнения того или иного физического упражнения или его части. Каждое упражнение разбивается на части и происходит последовательное освоение выполнения конкретной части упражнения – совершение определенных двигательных действий. Движения сначала отрабатываются в медленном темпе, затем, он увеличивается, увеличивается и количество повторений, и происходит усложнение условий выполнения того или иного движения. Практика позволяет полноценно освоить выполнение того или иного физического действия, упражнения.
- Метод словесного обучения. Поскольку, наглядное восприятие ребенка с нарушением зрения нарушено, то словесные методы активно применяются в физическом развитии. Каждое движение детально описывается и его выполнение сопровождается словесным пояснением. Действиями ребенка на этапе освоения упражнений, движений необходимо управлять – словесными командами, указаниями. Слово позволяет активизировать ощущения ребенка т.е. позволяет чувствовать свое тело, свои мышцы при совершении различных движений.
- Метод стимулирования двигательной активности ребенка. Движения должны приносить ребенку радость. Это чувство требует стимула своего развития, поскольку, при нарушении зрения, ребенок чувствует страх перед неизведанным, ощущает неуверенность в собственных силах, свою неполноценность. Потому, необходимо уделить внимание формированию чувства удовлетворения от собственной физической деятельности, устранению страха и неуверенности в себе.
Как правило, методика адаптивной физической культуры для детей с нарушениями зрения носит комплексный характер, т.е. она опирается на одновременное использование нескольких методов физического развития ребенка и их дополнением стандартными педагогическими приемами развития ребенка, адаптированными под его конкретные особенности.
Рисунок 2. Адаптивная физическая культура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Регулирование психофизической нагрузки ребенка как основа методики адаптивной физической культуры
Поскольку, адаптивная физическая культура ориентирована на детей с особыми образовательными потребностями, то и методика ее реализации имеет свои специфические черты.
Так, для детей с нарушениями зрения физическое развитие опирается на регулирование психофизической нагрузки ребенка. Это необходимо для того, чтобы опираться на сохранные анализаторы ребенка, исключить его перенапряжение - психическое и эмоциональное, и избежать излишней физической нагрузки, которая может отрицательно сказаться на здоровье ребенка.
Регулирование психофизической нагрузки во время адаптивной физической культуры обладает рядом специфических черт. К ним относятся:
- Комплексное сочетание стандартных физических упражнений – с сохранным темпом, ритмом, скоростью, и переменных нагрузок – изменяющихся и усложняющихся в ходе занятия.
- Изменение форм и условий выполнения разнообразных движений в ходе занятия.
- Варьирование объема физической нагрузки с учетом физической активности, здоровья и потенциальных возможностей каждого отдельного ребенка. Здесь, также учитывается степень развития его сенсорных способностей.
- Чередование выполнения физических действий с паузами, отдыхом, который можно заполнить выполнением упражнений для органов зрения, пальчиковой гимнастики или упражнениями на постановку дыхания.
- Исключение выполнения упражнений статического характера и длительных по выполнению.
- Исключение выполнение упражнений высокой интенсивности – с серьезной кардионагрузкой. Такие упражнения отрицательно сказываются на сосудах, а также могут привести к повышению внутриглазного давления ребенка.
- Учет сенситивных периодов физиологического развития ребенка при выборе комплекса упражнений.
- Использование на занятиях психогимнастики (минут 5-10). Она помогает улучшить психосоматическое состояние ребенка.
- Контроль за состояние каждого конкретного ребенка. Обычная нагрузка для одного, может привести к переутомлению другого.
- Акцентирование внимания на упражнениях, способствующих снятию глазного напряжения, зрительного утомления, общую релаксацию организма и органов зрения.
Организация подвижных игр для детей с нарушениями зрения
Подвижные игры, как нельзя лучше развивают двигательную активность ребенка. Однако, при наличии у ребенка нарушений зрения разной степени, организация подвижных игр требует соблюдения ряда условий:
- Яркость красочность атрибутов, игрового инвентаря;
- Выбор адекватной игры, соответствующей возрасту и физическому развитию ребенка, а также доступной для реализации с учетом его патологии;
- Предварительное знакомство детей с условиями реализации игрового действия: размеры площадки, на которой будет происходить игра, ориентирами, имеющимися на ней, игровыми действиями, инвентарем, количеством игроков. Каждый ребенок должен предварительно походить по данной территории, выполнить на ней разные игровые действия;
- Предупреждение детей об опасности во время игры. Для этого используется сигнал: свисток, хлопок, крик;
- Создание словесных или звуковых ориентиров, которые регулируют направление движений детей во время игры.