Методическая деятельность как основа организации эффективной деятельности педагога ДОУ
Методическая деятельность – это совокупность мероприятий, базирующихся на научных достижениях в сфере педагогики и передовом преподавательском опыте и направленных на всестороннее повышение мастерства, профессионализма и уровня квалификации педагога.
Методическая деятельность организуется в ДОУ посредством создания специального методического комитета, оказывающего сопровождение работы педагогов по разным направлениям.
Методическая деятельность представляет собой целенаправленный процесс оказания помощи педагогу в его работе посредством опоры на передовой педагогический опыт, научные открытия в области воспитания и развития дошкольников.
Методическая деятельность необходимо для того, что работа воспитателя ДОУ имела плановый характер, была рационально и целесообразно организована, анализировалась и контролировалась. Все это ориентировано на достижение основных целей и задач дошкольного образования.
Методическое сопровождение осуществляется по различным направлениям деятельности воспитателя. Оно помогает ему использовать оптимальные методологические приемы в своей работе, сделать процесс воспитания индивидуальным и дифференцированным.
Методический комитет ДОУ помогает педагогам самореализоваться в профессиональной сфере, способствует совершенствованию творческих навыков деятельности, использованию инновационных технологий и методов воспитательной работы, обеспечивает педагогов ДОУ, необходимыми информационными ресурсами, касающимися его деятельности и оказывает им психолого-педагогическую поддержку в реализации своей работы.
Методические рекомендации педагогам по вопросам речевого развития дошкольников
Методическое сопровождение воспитателей ДОУ в отношении речевого развития дошкольников нацелено на повышение мастерства педагогов в данной области деятельности. Для этого, организуется реализация следующих форм работы:
- Проведение педагогических советов по вопросам познавательного и речевого развития детей определенных возрастов. Здесь, педагоги прослушивают лекции и разбирают материал по различным аспектам речевого развития ребенка, его теоретических и практических основ.
- Проведение мастер-классов по выполнению гимнастических упражнений, ориентированных на развитие артикуляции ребенка.
- Проведение консультаций, освещающих новые тенденции развития речи и современные технологии, используемые для этих целей. Педагоги знакомятся с научными открытиями и передовым педагогическим опытом в области закономерностей развития речи, профилактических мероприятий по предотвращению развития речевых нарушений, роли различных факторов в речевом развитии и особенностях применения конкретных методов для развития речи в том или ином возрасте.
- Организация конкурсов для педагогов разных групп дошкольников связанных с формированием речевых уголков в помещении группы, организацией каких-то театральных сцен, инсценировок сказок и т.д.
- Практические занятия по составлению рассказов. Они тренируют навыки педагогов в организации речевых уроков.
- Принятие участия дошкольниками в различных конкурсах местного, регионального и федерального значения. Например, конкурсы чтения стихов, участие в театральных постановках.
- Формирование авторских разработок. Такие разработки делают сами педагоги. Они составляют свои методические рекомендации по организации речевого развития дошкольников, основываясь на личном опыте, собственной исследовательской деятельности, экспериментальной и творческой работе.
- Организация выставок детских творческих работ, связанных с речевым развитием.
профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого развития дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Составляющие профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого развития дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Практические аспекты работы воспитателя по речевому развитию дошкольников
Работа педагога по речевому развитию дошкольников нацелена на создание условий для развития у детей основ коммуникативной компетентности. Реализация данной цели предполагает проведение ряда мероприятий, которые направлены на полноценное овладение речью дошкольниками к концу этапа дошкольного обучения. Ребенок должен свободно пользоваться речью, использовать ее для построения диалогов и монологов с разными возрастными категориями граждан.
Эффективность достижения основной цели речевого развития дошкольников, определяется выбором оптимальных технологий, методов и средств учебно-воспитательной работы.
Педагоги используют большой спектр методов, технологий и приемов, помогающих стимулировать речевую активность дошкольников. К ним относятся:
- Технология проблемного обучения. Перед ребенком ставится какая-то важная задача, проблема, для разрешения которой ему требуется высказать свое мнение, составить мини-рассказ, ответить на вопрос.
- Технология «Азбука общения». Данная технология направлена на формирование навыков построения системы социального общения и взаимодействия между воспитанниками и иными гражданами социальной сферы. Технология включает ряд игр и упражнения, способствующих мотивации учащихся к познанию, к установлению социальных контактов, формирование адекватного восприятия сверстников и взрослых, развивающих навыки адекватного социального поведения, подготовке воспитанника к реальной социальной жизнедеятельности. Использование данной технологии нацелено на развитие у воспитанников навыков любви и взаимопонимания, принятия другого человека, таким, каков он есть.
- Использование игр-драматизаций. Они представляют собой постановку сцен из сказок и реальной жизни. Проигрывание сцен, взятие на себя определенной роли способствует активизации логического мышления ребенка и стимулирует работу его речевого аппарата.
- Использование наглядных пособий, схем при обучении детей навыкам рассказывания.
- Создание насыщенного предметно-развивающего пространства в ДОУ. Во всех группах ДОУ требуется сформировать речевые центры, которые используются для проведения занятий по артикуляции, постановке дыхания, пальчиковым играм, расширения словарного запаса и развитие мелкой моторики.
Важным условиям эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста является своевременная диагностика уровня речевого развития ребенка. Для этого привлекаются специалисты – логопеды, психологи, неврологи. Также, требуется привлечь к развитию речи и родителей, поскольку общение с ними составляет основу коммуникативной деятельности дошкольника. Поэтому, проводятся специальные занятия с родителями, консультации, тренинги, направленные на повышение уровня их педагогической и логопедической компетентности.