Особенности познавательного интереса старших дошкольников
Познавательный интерес – это активная заинтересованность личности в познании окружающего мира, изучении его процессов и явлений, их свойств, расширении своего кругозора и спектра различных навыков.
Познавательный интерес развивается постепенно, по мере взросления и развития ребенка. В дошкольном возрасте, познавательный интерес основывается на изучении основ устройства «мира взрослых». Ему уже не так интересен предметный мир, как основы организации реального мира, находящегося за рамками собственной семьи и близкого окружения.
Старший дошкольный возраст является периодом активного развития ребенка. Его психические процессы переходят в стадию активного развития и приобретают более устойчивый характер. Это способствует развитию мышления и логики, необходимых для активной познавательной деятельности.
Особенностями развития познавательного интереса старших дошкольников являются следующие:
- Преобладание сюжетно-ролевых игр. Дети начинают играть в игры, имеющие определенные правила. Роли участников игры требуют соблюдения конкретных правил, необходимых для достижения цели игры. Старший дошкольник оказывается заинтересованным в достижении цели игры, поэтому, стремится хорошо исполнить свою роль, соблюдая все правила;
- Игровая деятельность старших дошкольников становится более продолжительной – час-два. Это связано с тем, что в игровой процесс переносятся более сложные действия и ситуации из реальной жизни;
- Информация, полученная об окружающем мире, приобретает логическую последовательность, систематизируется и анализируется;
- Старший дошкольник использует знаки для обозначения каких-то действий и операций, свойств объектов, их характерных особенностей;
- Формирование навыков формулирования выводов по различным вопросам;
- Активизация потребности в созидании. Старший дошкольник стремится познавать окружающий мир путем созидания;
- Информация об окружающем мире, усвоенная дошкольником к шести годам, становится фундаментом его дальнейшего познавательного развития;
- Познавательная деятельность приобретает более рациональный, упорядоченный, системный характер;
- Познание основывается на понимании взаимосвязи и взаимозависимости процессов и явлений;
- Развитие бережного отношения к окружающему миру и стремление к его защите;
- Углубление познавательного интереса и его переход в познавательную потребность.
Условия развития познавательного интереса старших дошкольников
Чтобы развивать познавательный интерес, дошкольная образовательная организация разрабатывает специальную программу, в основе которой лежат развитые потребности ребенка и степень их проявления. Это необходимо для выбора форм и методов работы, позволяющих достичь полноценного развития познавательной заинтересованности старших дошкольников. Выбираются такие формы работы, которые в максимальной степени учитывают текущий уровень развития познавательной сферы дошкольника и его познавательные потребности. Например, потребность в положительной коммуникации со взрослыми, потребность в освоении законов функционирования различных социальных процессов и др.
Чтобы воспитательный процесс, ориентированный на формирование познавательного интереса, был продуктивным, требуется соблюдения некоторых условий его реализации. К ним относятся:
- Выбор методов и форм воспитательной деятельности, воздействующих на три стороны восприятия: слуховое, визуальное и кинестическое. Необходимо воздействовать на органы чувств для расширения внутренней активности дошкольника, способствующей его познавательной заинтересованности;
- Формы и методы воспитательной работы должны постоянно обновляться, в них необходимо внедрять компонент новизны: новые детали, условия, факторы;
- Исходя из объекта познания, условий и факторов требуется изменять формы и методы воспитания, поскольку, активизировать познавательный интерес для отдельных сторон действительности можно только, если подобрать соответствующие методы работы, актуальные для данных направлений познания;
- Использование дидактических игр в качестве средств активизации познавательной работы. Игра должна быть доступной для дошкольника, ее правила понятны, а цель ясна. Тогда она позволит получить новые знания и навыки и осознать их учащимися.
Направления работы по формированию познавательного интереса старших дошкольников
Познавательный интерес старших дошкольников формируется в ДОО путем реализации следующих направлений воспитательной работы:
- Совместная проектная деятельность воспитателей, дошкольников и родителей. Проекты позволяют развить интерес детей к разным областям знаний, объектам и процессам окружающей действительности. Работа приобретает более увлекательный характер за счет того, что проекты создаются, путем совместного творчества детей и родителей, детей и педагогов, групп детей. Это развивает навыки сотрудничества, делает работу более продуктивной, помогает в раскрытии творческого начала дошкольника.
- Исследовательская деятельность. Старшим дошкольникам становятся интересны опыты и эксперименты. Поэтому, необходимо проводить их в ДОУ. Они помогают ребенку почувствовать себя исследователем, а это активизирует познавательную деятельность и пробуждает интерес к познанию.
- Игровая деятельность. Игра остается ведущим видом деятельности старшего дошкольника. Любое развитие актуально реализовывать в игровой форме.
- Развитие элементарных математических представлений. Такая деятельность активизирует познавательную сферу дошкольника.
- Художественно-эстетическое развитие. Через художественный взгляд на мир, эстетическое восприятие проявляется живой интерес дошкольника.
- Физическое развитие дошкольника. Физическое воспитание тесно связано с познавательной сферой. Поэтому, если ребенок развивается физически, то его интеллект получает питательные вещества и познание становится активным и приобретает творческий характер.