Особенности игры как особого вида деятельности
Игра – это многогранное явление, которое может быть рассмотрено в качестве особой формы существования любой стороны жизни детского коллектива.
Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре – важнейшему виду деятельности детей. Она представляет собой эффективное средство формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализована его потребность воздействовать на мир.
Игра – особый тип деятельности. Это связано с тем, что:
- во-первых, играть приятно, легко и весело, в игре дети проживают счастливое состояние. Природа заложила в детей предрасположенность и потребность к игровой деятельности, для развития и упражнения организма;
- во-вторых, целевое содержание и расположение в самой игре, придает каждому моменту игры придает весомость. Дети играют, чтобы играть, получают от игры удовольствие;
- в-третьих, любая игра включает ряд элементов других видов деятельности, то есть имеет возможность приобщения человека к какому-либо виду деятельности, который ребенок еще не освоил. Поэтому игра является серьезным занятием с точки зрения развития детей, так как в игре заложена возможность незаметного овладения отдельными умениями, необходимыми для трудовой и познавательной деятельности и полноценного общения;
- в-четвертых, игра содержит минимум правил, соблюдать их легко, во всем остальном можно свободно проявлять свое «Я». Игра позволяет каждому игроку выстроить собственный вариант развития сюжета игры, что придаст интригу, держит внимание и деятельность на высоком уровне;
- в-пятых, игра является самым демократичным видом деятельности. Ребенок также попадает в демократичное окружение: никто не знает его учебные неудачи, плачевное поведение и пр. Игра предполагает общение на равных.
Педагогическая технология игровых методик
Воспитательное значение игры напрямую зависит от профессионального мастерства педагога, от того, насколько он знает психологию детей, учитывает его возрастные и индивидуальные особенности, умеет методически правильно руководить взаимоотношениями детей, четко организовывать и проводить всевозможные игры.
В связи с этим, первоочередное внимание педагога должно быть направлено на создание лучшей психологической атмосферы в качества непременного условия игрового действия. Ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогической технике, ее составляющие - голос, мимика, жесты, пластика, темпо-ритм движений, лексическая и мелодическая окраска речи, определяют тональность первого этапа занятий – пролога.
Психологически пролог открывает каждого к общению. К отдельным способам получения желаемого результата можно отнести следующие аспекты:
- уважительное обращение к детям;
- забота об обустройстве всех детей для осуществления грядущей духовной работы;
- персональные вопросы, адресуемые по очереди к каждому из участников игровой деятельности;
- педагогическая мизансцена занятия;
- предварительный вопрос, который направляет внимание на одну из проблем жизни – ту, которая будет затрагиваться игровой коллизией.
Педагог вовлекает детей в игру и объявляет правила игры через раскрытие фабулы игры и попутное обозначение игровых ролей, а далее приглашает детей к исполнению своих ролей.
Наблюдатели должны быть наделены важными ролями, например, ролью арбитра, делающего выводы и следящего за разворачиванием сюжета, выступающим в качестве стороннего наблюдателя за ситуацией жизни, высказывающего впечатления от увиденного.
Каждый персонаж в игре может свободно решать игровые проблемы и свободно проявлять свое «Я», то есть предсказать ход игры невозможно, игровая интрига сохраняется. В таком случае педагог может подхватывать повороты игрового сюжета и репликами оформлять его последующее движение.
Педагогической импровизацией придается игре острота и повышается интерес к содержанию игровой деятельности со стороны всех участников и наблюдателей.
Средства игровой деятельности – минимальные – ими только инициируется активное воображение участников, это и есть их единственное назначение. Зато большую роль начинает играть мизансцена, несущая в себе символику отношений, в связи с чем носитель отношений размещаются именно так, что могут ярко очерчивать взаимоотношения всех игровых персонажей.
Важно сохранять этику игровых взаимоотношений, не допускать обидных и грубых выпадов детей против друг друга. Этой одна из основных задач педагога, в которой совмещена мягкость, веселость, четкая распорядительность, которой исключается небрежное отношение к человеку.
Содержание игровых методик
Игры должны нести воспитательное значение. С этой целью в качестве содержания игры могут быть рассмотрены:
- ценностные отношения детей к окружающему миру, которые проживаются в игре;
- умения детей взаимодействовать с окружающим миром, которые вырабатываются в игре;
- знания детей о мире, которые приобретаются в игровой деятельности.
Знания, умения и отношения составляют все основное содержание воспитательного процесса. Основным содержанием выступают ценностные отношения, то есть отношение к наивысшим жизненным ценностям, присутствием которых в жизни гарантируется сама жизнь, а также ее достойное протекание. Знания и умения по взаимодействию с миром выступают в качестве средства формирования ценностного отношения к миру.
Содержание игры предполагает определенное отношение к ценностям. Такое отношение проживается, во-первых, каждым отдельным участником игры, во-вторых, осмысливается, а в-третьих, проецируется в сознании людей в формате адекватного способа жизни. Завершаются игровые занятия рефлексией, подтверждающей сказанное.
Основной задачей педагогов, как ведущих игр, выступает расстановка акцентов именно на проявляемых и проживаемых отношениях к конкретным персонажам или конкретным событиям, ведь только педагоги могут помочь достичь цель и привить ценности: через абстрагирование обнаружить за конкретным предметом некоторую ценность жизни – красоту, добро, общество, труд, познание, свободу или саму жизнь в любом ее проявлении. Например, если играть с детьми в игру «Корзина грецких орехов», то педагог обобщает, выводит детей к рассмотрению проблемы преодоления человеком жизненных трудностей, к идее человека в качестве стратеги жизни и хозяина своей судьбы. В игре «Волшебный стул» рассматривается идея индивидуальности каждого человека и неповторимости его личности.
Игровые методики выступают педагогическим средством и их использование всегда должно содействовать воспитательным целям. Безусловно, развитие нового воспитания и его новой стратегии и педагогической практики должно сопровождаться поисками новых интересных методик. Игровые методики, используемые в работе, должны соответствовать актуальным потребностям возраста и социально-психологическим возможностям детей.