Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста
Восприятие времени – это образное отражение явлений окружающего мира, характеризующихся длительностью, цикличностью, последовательностью и скоростью протекания.
Ребенок воспринимает время посредством конкретизации временных единиц и отношений в регулярно повторяющихся явлениях жизнедеятельности. Большая точность свойственна представлениям детей, касающихся таких промежутков времени, навык различения которых формируется на основании личного опыта. В связи с этим детей необходимо знакомить с такими временными интервалами, которые могут быть измерены и возможно определение их длительности, последовательности, ритмичности их действий и разных видов деятельности.
Каждая из мер времени – минута, час, сутки, неделя, месяц, год – являются определенной системой временных эталонов, в которых каждая мера формируется на основании единиц предыдущей и выступает основанием для построения следующей. В связи с этим знакомство детей с единицами измерения времен осуществляется в строгой системе и последовательности, в которой знание одних временных интервалов и возможность из определения и служили бы основанием для ознакомления детей со следующими характеристиками времени:
- текучестью;
- непрерывностью;
- необратимостью.
Содержание работы по формированию временных представлений у дошкольников
Дошкольники уже нуждаются в самостоятельном ориентировании во времени, то есть его определении, измерении, правильном обозначении в речи, чувстве длительности времени, чтобы регулировать и планировать во времени свою деятельность, уметь измерять темп и ритм своих действий на основании зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени - основа развития организованности, собранности, целенаправленности, точности, то есть качеств личности, необходимых ребенку в процессе школьного обучения и в повседневной жизни.
Диагностика развития временных представлений
Диагностика степени развития представлений о времени у старших дошкольников должна состоять из:
- заданий на определения знания ребенком названий частей суток;
- заданий на знание дней недели, их последовательности и умения определить какой день был вчера, а какой будет завтра;
- проверки знания ребенком названий и порядка месяцев в году, времен года и того, какие месяцы к какому времени года относятся;
- проверки умения детей определить время с использованием календаря, песочных и механических часов;
- проверки умения определить время по цикличности явлений природы.
В младшей группе уточняется представление детей о частях суток – утре, дне, вечере и ночи. Дети отличают части суток по изменению содержания их деятельности и деятельности окружающих взрослых людей в каждый отрезок времени. Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренняя гимнастика, завтрак, занятия и пр., чем создаются реальные условиях для формирования представлений и частях суток.
В средней группе дети развивают ориентировку во времени преимущественно в повседневной жизни, главное, чтобы у них была прочная чувственная основа.
Педагог должен уточнять представления детей касательно частей суток, связывать их названия с тем, что делают дети и окружающие взрослые утром, днем, вечером и ночью.
Временные понятия сегодня, завтра и вчера являются относительными: детям еще тяжело их усваивать. В связи с этим необходимо как можно чаще использовать данные понятия.
В начале учебного года у детей старшей группы необходимо закрепить и углубить представления о таких отрезках времени, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток теперь связаны не только с конкретным содержанием деятельности каждого ребенка или взрослого, но и с более объективными признаками времени, например, природными явлениями.
Важную роль играет то, насколько часто в речи детей используются названия временных промежутков, мер времени. Этим они продолжают закреплять информацию о частях суток и их продолжительностью. В начале учебного года нужно уточнять, что, когда и в какой именно последовательности дети и окружающие их взрослые делают на протяжении дня.
Составляя рассказы, основанные на опыте, воспитателю необходимо следить за точной передачей последовательности событий, разъяснять детям смысл временных отношений. Это важно, чтобы понимать логику временных отношений, а также самих событий, которые дети могут наблюдать, или рассказы о которых слышат.
Дети в подготовительной группе должны быть знакомы с названием текущего месяца, они постепенно должны запомнить названия всех месяцев и их последовательность. Необходимо воспитывать у детей чувство времени, то есть развивать восприятие длительности временного отрезка, понимание необратимости времени. Только на основании этого можно научить детей беречь время и ценить его: регулировать во времени свою деятельности, ускоряя или замедляя темп работы, вовремя заканчивать игру или работу. В связи с этим дети должны накопить опыт восприятия длительности отрезков времени. Воспитателю необходимо помогать им в представлении того, что конкретно могут сделать дети за определенный промежуток времени, научить их делать все вовремя.
Календарь может использоваться для определения времени наступления праздников, интересующих детей. Знакомство с календарем помогает осознавать последовательность времен года, с которыми связаны известные детям сезонные изменения.
В период старшего дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей к разным временным параметрам, что выступает важным мотивом учения. В 6-7 летнем возрасте дети интересуются длительностью определенного явления, количественной характеристикой, мерами времени и приборами для измерения времени.
Благодаря развитому чувству времени дети становятся организованнее, дисциплинированнее.