Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Логоритмика в системе реабилитации детей с речевой патологией

Польза логоритмики в коррекционной речевой терапии

Определение 1

Логоритмика – это коррекционная логопедическая терапия, основанная на выполнении специальных движений, приводящих к активизации речевых функций.

В ходе логоритмики выполняются разнообразные движения всеми частями тела при одновременном произнесение звуков, слогов, слов и фраз.

Она применяется в коррекционной логопедической работе, ориентированной на устранение речевых патологий разного рода. В ее основе лежит связь между двигательной активностью и произношением. Движения стимулируют речевое развитие, устраняя напряжение, замкнутость ребенка.

Логопедическая ритмика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Логопедическая ритмика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Применение логортмики оказывает положительное воздействие на речевое развитие детей с разными типами речевых нарушений.

Следует отметить, что логоритмика оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу ребенка, а, потому применяется в коррекции речевого негативизма, позволяя мотивировать ребенка к речевой деятельности, формируя интерес к речевым занятиям.

Логоритмика применяется для устранения и сглаживания любых речевых дисфункций.

Она предполагает игровую форму построения занятий. Каждое занятие включает следующие направления деятельности:

  • Нормализация речевого темпа и ритма.
  • Развитие моторных функций.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие слухового внимания.
  • Развитие мимических реакций и навыков жестикуляции, т.е. формирование основ невербального речевого общения.
  • Формирование пространственного восприятия и организации движений. Это выступает способом профилактики развития оптической дисграфии.
  • Постановка речевого дыхания.
  • Расширение лексического запаса, особенно активного словаря.
  • Ликвидация речевых аграмматизмов.
  • Развитие выразительности произношения в сопровождении с выразительностью движений, формированием их грациозности.
«Логоритмика в системе реабилитации детей с речевой патологией» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Все эти направления отражают актуальность применения логоритмики в коррекции любой речевой патологии. Она применима на разных этапах коррекционной работы и для разных степеней развития речевых дисфункций.

На занятиях логоритмикой происходит формирование основных движений детей, применяются общеразвивающие упражнения, а также подвижные игры.

С развитием движений происходит укрепление нервной системы, активизируется мозговая работа и психическая деятельность. Все это положительно сказывается на речи детей.

В ходе подвижных игр происходит активное двигательное развитие организма, а также формируется мотивация к общению и взаимодействию, что развивает речевые процессы организма.

Логопедическая ритмика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Логопедическая ритмика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Разделы логоритмических занятий

Логоритмические занятия проводятся по следующим разделам:

  1. Общеподготовительная работа. Она направлена на подготовку к движениям, организацией их музыкального сопровождения. На данном этапе происходит активизация внимания детей и их мотивация к совершению разнообразных движений. Здесь же, реализуется формирование навыков движения в коллективе.
  2. Вспомогательные физические упражнения. Здесь применяются упражнения гимнастического содержания с их сопровождением речи. Данный раздел нацелен на формирование правильной осанки и развитие мелкой моторики.
  3. Ритмическая деятельность. Она опирается на сочетание движений с музыкальным сопровождением. Здесь же, используются музыкально-речевые упражнения. Они связаны с произнесением звуков и слов в соответствии музыкальному темпу и ритму.
  4. Заключительная работа. Здесь используются двигательные упражнения, ориентированные на релаксацию детей, их успокоение. Проводится стабилизация дыхания и сердечного ритма.

Упражнения, входящие в состав логоритмического занятия

На логоритмических занятий в системе коррекционного речевого развития используются следующие виды упражнений:

  1. Вводная ходьба и ориентация в пространстве. Применяются упражнения на отработку навыков ходьбы разными способами и в разных направлениях. Они направлены на формирование основ пространственной ориентации, которая активизирует слуховое внимание.
  2. Динамические упражнения. Они стимулируют развитие разных групп мышц, приводя х в тонус. Дети учатся напрягать и расслаблять мышцы в определенной последовательности, что развивает навыки управления свои телом. Что касается речи, то развивается слуховое внимание в процессе выполнения движений по командам.
  3. Упражнения на постановку дыхания. Они ориентированы на выработку правильного речевого дыхания ребенка. Отрабатывается продолжительность вдохов и выдохов, их сила и темп во время выполнения движений и речевого произношения.
  4. Упражнения на развитие артикуляции. Здесь разрабатывается подвижность органов артикуляции, ориентированная на их подготовку к произношению различных звуков.
  5. Упражнения на развитие голоса. Они ориентированы на развитие силы и высоты голоса, укрепление связок и голосового аппарата в целом.
  6. Упражнения на активизацию внимания и памяти. Они связаны с тем, что детям необходимо выполнять ритмические движения и сопровождать их речью по памяти т.е. они сначала смотрят образец выполнения, а затем, совершают действие. Это активизирует развитие слухового внимания и тренирует слуховую память.
  7. Чистоговорки. Они тренируют ритм произношения фонем разного рода и ритм выполнения движений.
  8. Пальчиковые игры. Они ориентированы на развитие мелкой моторики, которая активизирует речевые функции организма.
  9. Пантомимические этюды. Они ориентированы на формирование мимических жестов ребенка, активизацию подвижности органов артикуляции и развитие плавности, пластичности движений.
  10. Коммуникативные игры. Они ориентированы на развитие навыков коммуникации у детей с речевыми патологиями. В первую очередь, они стимулируют к речевому общению и взаимодействию. Затем, происходит развитие навыков сотрудничества и взаимодействия в ориентации на достижение конкретной цели.

Включение речевого материала в упражнения реализуется в разных формах. Это может быть пение, которое соответствует ритму музыки и ритму совершаемых движений, а может быть произнесение считалок, скороговорок, стихов. Разговорная речь может связываться с музыкой, что упрощает произношение и повышает речевую активность ребенка.

Дата последнего обновления статьи: 20.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot