Польза логоритмики в коррекционной речевой терапии
Логоритмика – это коррекционная логопедическая терапия, основанная на выполнении специальных движений, приводящих к активизации речевых функций.
В ходе логоритмики выполняются разнообразные движения всеми частями тела при одновременном произнесение звуков, слогов, слов и фраз.
Она применяется в коррекционной логопедической работе, ориентированной на устранение речевых патологий разного рода. В ее основе лежит связь между двигательной активностью и произношением. Движения стимулируют речевое развитие, устраняя напряжение, замкнутость ребенка.
Рисунок 1. Логопедическая ритмика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Применение логортмики оказывает положительное воздействие на речевое развитие детей с разными типами речевых нарушений.
Следует отметить, что логоритмика оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу ребенка, а, потому применяется в коррекции речевого негативизма, позволяя мотивировать ребенка к речевой деятельности, формируя интерес к речевым занятиям.
Логоритмика применяется для устранения и сглаживания любых речевых дисфункций.
Она предполагает игровую форму построения занятий. Каждое занятие включает следующие направления деятельности:
- Нормализация речевого темпа и ритма.
- Развитие моторных функций.
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие мимических реакций и навыков жестикуляции, т.е. формирование основ невербального речевого общения.
- Формирование пространственного восприятия и организации движений. Это выступает способом профилактики развития оптической дисграфии.
- Постановка речевого дыхания.
- Расширение лексического запаса, особенно активного словаря.
- Ликвидация речевых аграмматизмов.
- Развитие выразительности произношения в сопровождении с выразительностью движений, формированием их грациозности.
Все эти направления отражают актуальность применения логоритмики в коррекции любой речевой патологии. Она применима на разных этапах коррекционной работы и для разных степеней развития речевых дисфункций.
На занятиях логоритмикой происходит формирование основных движений детей, применяются общеразвивающие упражнения, а также подвижные игры.
С развитием движений происходит укрепление нервной системы, активизируется мозговая работа и психическая деятельность. Все это положительно сказывается на речи детей.
В ходе подвижных игр происходит активное двигательное развитие организма, а также формируется мотивация к общению и взаимодействию, что развивает речевые процессы организма.
Рисунок 2. Логопедическая ритмика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Разделы логоритмических занятий
Логоритмические занятия проводятся по следующим разделам:
- Общеподготовительная работа. Она направлена на подготовку к движениям, организацией их музыкального сопровождения. На данном этапе происходит активизация внимания детей и их мотивация к совершению разнообразных движений. Здесь же, реализуется формирование навыков движения в коллективе.
- Вспомогательные физические упражнения. Здесь применяются упражнения гимнастического содержания с их сопровождением речи. Данный раздел нацелен на формирование правильной осанки и развитие мелкой моторики.
- Ритмическая деятельность. Она опирается на сочетание движений с музыкальным сопровождением. Здесь же, используются музыкально-речевые упражнения. Они связаны с произнесением звуков и слов в соответствии музыкальному темпу и ритму.
- Заключительная работа. Здесь используются двигательные упражнения, ориентированные на релаксацию детей, их успокоение. Проводится стабилизация дыхания и сердечного ритма.
Упражнения, входящие в состав логоритмического занятия
На логоритмических занятий в системе коррекционного речевого развития используются следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентация в пространстве. Применяются упражнения на отработку навыков ходьбы разными способами и в разных направлениях. Они направлены на формирование основ пространственной ориентации, которая активизирует слуховое внимание.
- Динамические упражнения. Они стимулируют развитие разных групп мышц, приводя х в тонус. Дети учатся напрягать и расслаблять мышцы в определенной последовательности, что развивает навыки управления свои телом. Что касается речи, то развивается слуховое внимание в процессе выполнения движений по командам.
- Упражнения на постановку дыхания. Они ориентированы на выработку правильного речевого дыхания ребенка. Отрабатывается продолжительность вдохов и выдохов, их сила и темп во время выполнения движений и речевого произношения.
- Упражнения на развитие артикуляции. Здесь разрабатывается подвижность органов артикуляции, ориентированная на их подготовку к произношению различных звуков.
- Упражнения на развитие голоса. Они ориентированы на развитие силы и высоты голоса, укрепление связок и голосового аппарата в целом.
- Упражнения на активизацию внимания и памяти. Они связаны с тем, что детям необходимо выполнять ритмические движения и сопровождать их речью по памяти т.е. они сначала смотрят образец выполнения, а затем, совершают действие. Это активизирует развитие слухового внимания и тренирует слуховую память.
- Чистоговорки. Они тренируют ритм произношения фонем разного рода и ритм выполнения движений.
- Пальчиковые игры. Они ориентированы на развитие мелкой моторики, которая активизирует речевые функции организма.
- Пантомимические этюды. Они ориентированы на формирование мимических жестов ребенка, активизацию подвижности органов артикуляции и развитие плавности, пластичности движений.
- Коммуникативные игры. Они ориентированы на развитие навыков коммуникации у детей с речевыми патологиями. В первую очередь, они стимулируют к речевому общению и взаимодействию. Затем, происходит развитие навыков сотрудничества и взаимодействия в ориентации на достижение конкретной цели.
Включение речевого материала в упражнения реализуется в разных формах. Это может быть пение, которое соответствует ритму музыки и ритму совершаемых движений, а может быть произнесение считалок, скороговорок, стихов. Разговорная речь может связываться с музыкой, что упрощает произношение и повышает речевую активность ребенка.