Роль логопедического массажа в коррекции дизартрии
Логопедический массаж – это процедура воздействия на мышцы лица с целью приведения их в тонус и оказания положительного воздействия на артикуляционный аппарат.
Логопедический массаж применяется для коррекции разнообразных речевых дефектов. Он способствует их сглаживанию и, даже, устранению. Это достигается за счет того, что мышцы лица расслабляются после массажа и произношение, значительно, улучшается.
Дизартрия – это речевой дефект, проявляющийся в искажении произношения вследствие нарушения функционирования артикуляционных органов.
Поскольку, при дизартрии затруднена подвижность речевых органов, логопедический массаж занимает важное место в коррекционной терапии. Массаж способствует активизации работы мышц лица и повышает артикуляционные навыки ребенка.
Логопедический массаж, используемый для коррекции дизартрии, оказывает следующее положительное воздействие на работу речевого аппарата:
- Повышается качество речи, особенно ее произносительной стороны;
- Спазмы артикуляционных мышц значительно ослабляются и урежаются;
- Тонус мышц лица приходит в норму, т.е. мышцы лица расслабляются и речь приобретает более четкий и плавный характер;
- Происходит приведение в норму процессов кровоснабжения головного мозга и кровотока в речевом аппарате: его мышцах и тканях;
- Приведение работы ЦНС в нормальный ритм: снижение возбудимости ребенка, улучшение его сна;
- Артикуляционные движения приобретают более точный и четкий характер, улучшается переключаемость работы органов артикуляции;
- Возрастает сила мышечных сокращений;
- Приведение в действие тонких разноплановых движений органов артикуляции, которые способствуют постановке верного звукового произношения.
Таким образом, логопедический массаж помогает не только нивелировать речевой дефект ребенка, но и привести в норму его нервную систему. Ведь , многие дети с дизартрией страдают расстройствами нервной системы, обусловленными наличием у них проблем с речью. Поэтому, расслабление ребенка, его успокоение имеет не менее важное значение в коррекционной терапии, чем сглаживание, имеющегося дефекта.
Приемы проведения логопедического массажа с целью коррекции дизартрии
Дизартрия имеет разные формы проявления и степени развития речевого дефекта. В зависимости от конкретного нарушения, наличия сопутствующих отклонений в развитии и иных особенностей развития осуществляется назначение разных форм логопедической терапии.
В коррекции дизартрии могут быть применены следующие виды логопедического массажа:
Классический массаж лица. Он может быть использован для коррекции дизартрии любой степени тяжести и формы проявления. Осуществляется массирование всех органов лица поочередно. Лоб массируется от центра к вискам, брови поглаживаются плавно и, также осуществляется продвижение от центра к краям. Для массажа мышц щек проводятся растягивающие движения: тянутся мышцы ото рта к вискам и от скул вниз. Осуществляются плавные растирания мышц носа, а губы разминаются вибрационными движениями. Аккуратно поглаживаются веки, путем вращения по часовой стрелке и обратно. Растирания подбородка производятся в произвольном порядке. То же касается и ушей.
Пальчиковый массаж языка. Как следует из названия, такой массаж производится пальцами рук. Язык берется двумя пальцами рук и разминается аккуратным нажатием на него. Также, проводится дерганье языка за кончик, его прижимание к верхнему и нижнему небу, прижимание к губам, поворот языка в разные стороны, постановка на ребро, сворачивание в трубочку и постукивание по языку пальцами. Такой массаж проводится ежедневно, не менее одного-двух раз в день. Актуально ежедневно сменять технику массажа.
Массаж языка зубной щеткой. Такой массаж выполняется с использованием зубной щетки ребенка. Во время массажа язык должен находиться в расслабленном состоянии. Зубной щеткой совершаются круговые движения по языку и внутренней части щек, движения вперед-назад по все поверхности языка, а также совершаются плавные массирующие движения по челюстной ямке. Чтобы массаж не вызывал у ребенка болевых ощущений, не пугал его, лучше использовать щетку с мягкой щетиной.
Рисунок 1. Логопедический массаж языка зубной щеткой. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Точечный массаж. Такой массаж ориентирован на оказание воздействия на конкретные точки артикуляционных органов для оказания на них тонизирующего воздействия. Массажу подвергаются следующие точки: углубление в затылке, подбородочная впадина, подязычная впадина – находится под самым основанием языка, углубление локтевого сгиба, точки на сгибах пальцев.
Зондовый массаж. Данный массаж реализуется с помощью специального инструмента – зонда. Зонд представляет собой палку, конец которой имеет разные формы: треугольник, шар, вилка, топор, гриб, улитка, санки. Зондовый массаж направлен на стимуляцию мышц языка и воздействие на его нервные окончания. Методика проведения предполагает совершение круговых движений зондом-шаром, покалываний зондом-вилкой, надавливание зондом-саночками, скольжения зондом-топором, расчесываний зондом-щеткой, надавливанием и поглаживанием зондом-лопаткой.
Рисунок 2. Логопедический массаж языка зондом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. Массажные зонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Правила проведения логопедического массажа при дизартрии
Эффективность логопедического массажа достигается при выполнении и ряда правил его проведения. К ним относятся:
- Назначение и проведение массажа и его вида осуществляется логопедом. Нельзя заниматься самолечением.
- Установление эмоционального контакта между логопедом и ребенком. Для того, чтобы массаж приносил должный лечебный эффект, ребенок должен чувствовать себя уверенно и расслабленно. Он должен доверять логопеду.
- Комфортная обстановка в помещении где проводится массаж.
- Лежачее положение ребенка при выполнении массажа.
- Проведение массажа на сытый желудок, но не ранее, чем через два часа после еды.
- Проведение курса массажной терапии: должно быть сделано около двадцати сеансов массажа для достижения коррекционного эффекта.
- Своевременность логопедической коррекции.
- Комплексный подход логопедической коррекции. Параллельно с массажем необходимо применять иные процедуры по постановке звукового произношения, выполнения артикуляционной гимнастики, упражнения на развитие мелкой моторики.