Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией

Стадии логопедической работы над формированием фонематического речевого развития

Речь любого человека строится на основе восприятия и произношения звуков. В этой связи, фонематическая сторона речи и ее развитость имеет важное значение для полноценного речевого развития ребенка.

Отклонения в фонетическом восприятии наблюдается при стертой дизартрии.

Определение 1

Стертая дизартрия – это нарушение нормального произношения, имеющее не ярко выраженный характер, являющееся результататом отклонений в функционировании работы нервной системы.

Наиболее распространенным проявлением речевого нарушения при стертой форме дизартрии является фонематическое расстройство речи. Как правило, ребенок имеет нарушения слухового восприятия и недоразвитие фонематического восприятия. Это происходит в результате нарушений в работе речедвигательного анализатора, что приводит к ухудшению устного восприятия и невозможности различать звуки на слух.

Фонематическое восприятие важно для правильного произношения. Если ребенок не воспринимает речь на слух, то его собственное произношение не может быть правильным. Поэтому, важно наладить правильное восприятие собственной речи и речи других людей, чтобы полноценно устранить расстройство речи.

Фонематическое восприятие позволит ребенку сформировать и освоить звуковую сторону речевого функционирования. Оно позволяет развить навыки звукового анализа. У ребенка должно быть сформировано умение последовательной расстановки звуков в словах и фразах. А это достигается только при нормальном уровне развития фонематической стороны речи. Иначе, ребенок не способен сознательно ориентироваться в расстановке звуковых компонентов слов.

Восстановление фонематической стороны речи у детей со стертой дизартрией требует проведения обязательной логопедической коррекции. Логопедические занятия позволят сформировать фонетико-фонематическую сторону речи и устранить проблемы с лексикой и грамматикой речи ребенка.

Логопедическая коррекция, ориентированная на устранение дефектов фонематического восприятия проводится в несколько основных стадий:

«Формирование фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Определение неречевых звуков. Происходит развитие восприятия речи на фонетическом уровне. Дети воспринимают речь на сенсомоторном уровне.
  2. Работа над формированием умения различать высоту, силу, тембр голоса при произношении одинаковых звуков, слов и фраз. Здесь осуществляется восприятие речи на фонологическом уровне.
  3. Развитие умения отличать слова, чей звуковой состав является очень похожим.
  4. Развитие умения разделять слова на слоги. Здесь происходит выделение звуков на слоговом фоне.
  5. Развитие умения выделять в словах и слогах фонемы.
  6. Формирование умений анализировать слова по звуковому составу. Это развивает слуховые и произносительные дифференцировки у ребенка.

Коррекционные занятия требуют систематичности и регулярности проведения. Разовые занятия не принесут должного коррекционного эффекта. Занятия проводятся по три-четыре раза в неделю. На первых стадиях, когда необходимо сформировать звуки, поставить их верное произношение, логопеду лучше проводить индивидуальную работу с ребенком. Начиная с четвертой стадии, детей можно объединить в группы и корректировать звуковой произношение дальше. В группы объединяются дети, имеющие нарушения в восприятие и произношении идентичных звуков.

Замечание 1

Коррекционные занятия необходимо проводить на дошкольном этапе развития ребенка. Это упростит школьную адаптацию ребенка, подготовит его к усвоению новых знаний и формированию умений, создаст «психологическую подушку безопасности» в организме.

Основные направления логопедической работы над формированием фонематической стороны речи

Логопедическая коррекция по устранению фонематических нарушений проводится по нескольким приоритетным направлениям:

  1. Развитие сенсорики и моторики организма, т. е. логопедическая работа ориентируется на активизацию сенсорных функций организма и развитие моторных компонентов речевого процесса;
  2. Постановка речевых навыков фонетически верного произношения, формирование правильной интонации;
  3. Развитие фонематического восприятие. В данный раздел входят коррекционные логопедические упражнения, ориентированные на устранение слуховых дефектов, влияющих на нормальное восприятие, осознанное распределение звуков в слове;
  4. Создание фундамента для подготовки к обучению грамоте. Сюда входит комплекс логопедических упражнений, направленных на устранение лексических проблем и построения речевой грамматики. Эти упражнения целесообразно производить после завершения фонематической работы.

Отклонения в нормальном функционировании фонетико-фонематической стороны речи устраняются, посредством применения коррекционных логопедических методик, которые строятся на основании блочной системы. Такая коррекция состоит из нескольких основных блоков или направлений логопедической коррекции:

  1. Медицинская коррекция. Сюда входит консультация специалистов, лечение лекарственными препаратами, проведение массажа, артикуляционной гимнастики, лечебной физкультуры, физиотерапии, процедур на расслабление и снятие нервного и психического напряжения в организме.
  2. Мероприятия психолого-логопедической направленности. Сюда входят различные игры и упражнения, которые разрабатываются логопедами и проводятся воспитателями. У детей устраняются разнообразные нарушения пространственного восприятия, моторные навыки, развивается память, процессы мышления и внимания.
  3. Проведение индивидуальных логопедических упражнений. Для каждого ребенка составляется план логопедической коррекции, учитывающий специфику его формы проявления дизартрии и уровня развития фонематики. У детей формируется нормальное речевое дыхание, просодическая речь, мимика и артикуляция, формируется правильная интонация.
  4. Логопедическая коррекция фонематических нарушений вторичного рода, вызванных стертой дизартрией. Здесь осуществляется коррекция фонематического недоразвития речи.
  5. Развитие графомоторных навыков речи, психологическая подготовка, профилактика дисграфии.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot