Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Воздействие отклонений в звукопроизношении при псевдобульбарной дизартрии на речевое развитие

Определение 1

Дизартрия – это нарушение звуковой стороны речи, связанное со сбоем в функционировании ЦНС.

Дизартрия бывает разных видов и типов. Наиболее часто у детей развивается псевдобульбарная дизартрия. Она возникает из-за различных патологий, которые были перенесены ребенком во внутриутробном периоде развития, а также раннем возрасте.

Название данного речевого отклонения появилось в следствие поражения путей, связывающих кору головного мозга и языкоглоточного нерва. Оно проявляется как нарушение мимической артикуляции, которое близко к бульбарному нарушению функционирования мускулатуры. Это приводит к дефектам в моторных функциях организма, которые вызывают нарушения речи, в частности, ее звуковой стороны.

Псевдобульбарная дизартрия может проявляться в легкой, средней и тяжелой степени. Речь ребенка может сталкиваться с проблемами ее замедленности и смазанности, невнятности, нечеткости произношения гласных звуков, что характерно для легкой и средней псевдобульбарной дизартрии. Также, возможно произношение нечленораздельного характера или полное отсутствие речи. Это проявляется в тяжелой степени псевдобульбарной дизартрии.

При развитии псевдобульбарной дизартрии, ребенку требуется специальная коррекционная помощь. Своевременное оказание такой помощи поможет в профилактике и устранении разнообразных речевых дефектов. Псевдобульбарная дизартрия приводит к:

  1. Недоразвитию фонематического слухового восприятия;
  2. Сбоям в связях и взаимодействии кинестических и акустических образов;
  3. Проблемам в разделении фонем языка;
  4. Развитию неумения правильно произносить звуки речи;
  5. Отсутствие возможности слухового восприятия и различения фонем;
  6. Невозможности анализировать звуковой и слоговой состав слова;
  7. Отклонениям в письменной речи и навыках чтения;
  8. Дефектам психического развития ребенка.
«Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Целевое назначение и направления коррекционной работы при псевдобульбарной дизартрии легкой формы

Коррекционное логопедическое воздействие ориентировано на устранение различных отклонений моторных функций организма, торможение развития неправильного речевого произношения и развитие правильного и доведение навыков верного фонематического произношения до автоматизма.

Коррекционная работа реализуется по следующим основным направлениям:

  1. Работа над артикуляционными навыками и активизация моторных функций организма. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Работа реализуется путем проведения массажа пальцев руки и органов артикуляции, а также выполнения гимнастических упражнений.
  2. Работа над дыханием. Проводится дыхательная гимнастика, которая позволяет развить выразительность голоса и навыки выполнения фонационного выдоха.
  3. Работа над фонетической стороной речи. Используется система логопедических упражнений, ориентированных на развитие звукового восприятия и отработки тех звуков, с которыми у ребенка возникают проблемы: смазанность при произношении, нечеткость голоса в произношении звонких звуков и др.
  4. Работа над устранением проблем в функционировании психических процессов организма и активизация сенсорных функций.
  5. Формирование лексической стороны речи ребенка. Ведется работа над расширением словарного запаса ребенка и правильного построения высказывания т.е. умения строить грамматически правильные речевые конструкции.

Методы коррекционной работы

В коррекционной работе используется большое разнообразие методов и приемов. Они избираются исходя из направлений коррекционной работы, определяемых особенностями проявления речевых дефектов, проблемами с артикуляционным аппаратом и моторными функциями, проблемами фонематического восприятия и произношения.

Так, для развития артикуляционных функций проводится:

  • Артикуляционная гимнастика. Она представляет собой выполнение артикуляционных упражнений в разном темпе и ритме, за счет совершения движений губами, языком, челюстью: закрывание/открывание рта, вращение языком;
  • Массаж. Он ориентирован на активизацию работы речевой и лицевой мускулатуры. Массируются губы, щеки, язык, небо, а также пальцы рук;
  • Методика формирования навыков произношения конкретного звука. Она затрагивает отработку артикуляционных движений при его произношении и постановку данного звука;
  • Имитативная постановка звука. Ребенок повторяет звук за педагогом. В работе участвуют органы зрения и слуха;
  • Постановка звука с использованием специального оборудования. Применяются специальные приборы: зонды, шпатели, которые помогают зафиксировать органы артикуляции в нужном для произнесения звука положении;
  • Двигательно-кинестический метод. Он ориентирован на развитие связей между движениями органов артикуляции и их прочувствованием ребенком;
  • Визуально-слуховой метод. Он направлен на установление связи между восприятием слова или отдельного звука на слух и его зрительным образом, формируемым в этот момент в сознании. Этот метод может быть дополнен и кинестическим ощущением т.е. выполнением конкретного движения при произношении звука;
  • Приемы постановки голоса. Используются упражнения, позволяющие включить в работу небо и укрепить его мышцы. Для этого можно использовать последовательное глотание капель воды, развить зевание и кашель, выполнять произношение слогов со звонкими согласными и гласным а: да, ба, ва, ма.

Правила эффективной звуковой коррекции

Работа над звуковым произношением при псевдобульбарной дизартрии должна быть реализована по определенным правилам, которые позволяет достичь желаемого коррекционного эффекта. К ним относятся:

  1. Длительное коррекционное воздействие. Отработка каждого звука недолжна быть быстрой. Звук необходимо отрабатывать, возвращаясь к нему снова и снова.
  2. Одновременная работа с несколькими звуками, отработка которых требует задействования разных артикуляционных органов.
  3. Работа от простого к сложному. Необходимо отрабатывать сначала простые звуки и те, с которыми практически не возникает проблем в произношении. Затем необходимо усложнять их, используя работу с более сложными артикуляционными движениями.
  4. Обязательное включение в работу пальцев рук. Это необходимо для развития мелкой моторики, способствующей речевому развитию.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot