Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Литературное образование дошкольников

Значимость литературного образования дошкольников

Литературное образование на дошкольном этапе развития ребенка предполагает ознакомление ребенка с приемами взаимодействия с книжной литературой, различными текстами. В ходе этого процесса происходит приобщение дошкольников к литературному наследию. Дети знакомятся с книгой, ее значимостью и силой.

Литературное образование в дошкольном возрасте имеет вид интегрированной дисциплины, которая открывает возможности развития профессиональных педагогических компетенций воспитателя, связанных с привитием детям любви к книге, организации тесного взаимодействия между ребенком и литературой.

Литературное образование дошкольников нацелено на приобщение детей к чтению. Именно на дошкольном этапе развития происходит формирование основных личностных качеств. Книга же, выступает главным инструментом по формированию личности ребенка, его положительных свойств и черт характера, умение отличить добро от зла, правильное поведение от недопустимого, выработать основу своего поведения, связанного со следованием и отстаиванием хорошего, доброго, правильного.

Посредством приобщения к чтению, ребенок знакомится с особенностями устройства окружающего природного и социального мира, историей своего народа, осваивает культурное наследие, приобщается к миру человеческих чувств и эмоций. Кроме того, литература знакомит детей с народным творчеством, фольклором. Дошкольниками легко и с интересом воспринимаются сказки, небылицы, предания, стихи, частушки. Поскольку этот литературный жанр вызывает интерес ребенка и заставляет его испытывать положительные эмоции от процесса чтения, то происходит постепенное приобщение ребенка к литературному творчеству и оказывается определенное воспитательное воздействие на развитие детской личности.

Замечание 1

Литературное образование дошкольников на современном этапе развития базируется на центральном положении двух ведущих объектов: ребенка, который пребывает на этапе развития чувственного восприятия, и детской литературы, являющейся самодостаточным и увлекательным видом искусства, базирующегося на словесном инструментарии.

«Литературное образование дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные задачи литературного образования дошкольников

На современном этапе общественного развития, программы образования дошкольных заведений непрерывно развиваются и преобразовываются, исходя из тенденций и динамики социально-экономического развития общества. То же касается и литературного образования.

Основными задачами ознакомления дошкольников с литературным творчеством, его содержанием и значением являются следующие:

  1. Формирование интереса и стремления к знакомству с художественными произведениями, навыков восприятия их смыслового содержания, независимо от жанровой принадлежности.
  2. Развитие способности к пониманию содержания литературных произведений и конкретной эмоциональной и чувствительной реакции на него.
  3. Ознакомление детей с особенностями детской литературы и художественной литературы в целом: отличительными особенностями разных литературных направлений и жанров, композиции, литературным языком и речевыми конструкциями, применяемыми в различных жанрах.
  4. Воспитание художественного вкуса, навыков восприятия и прочувствования настроения конкретного произведения, понимание того, что хотел автор донести до читателей.
  5. Способности к восприятию музыкальности, звучности, ритмичности, поэтичности и красоты стихотворной формы написания произведений.
  6. Развитие навыков простого литературного анализа. Ребенок должен научиться проводить анализ формы произведения и его смыслового значения.
  7. Предварительная подготовка к последующему этапу литературного обучения. В дошкольных образовательных заведениях осуществляется формирование литературного багажа. Ребенок знакомится с многочисленными фольклорными жанрами – сказками, загадками, частушками, пословицами, преданиями, осваивает произведения отечественных и иностранных классиков.
  8. Знакомство с писателями и поэтами, способами оформления книг, иллюстрациями к произведениям.

Содержание дошкольных программ литературного образования и их развивающее значение

Программы дошкольного образования, включающие литературное обучение детей разрабатываются на основе стандартов ФГОС, которые рассматривают освоение детьми литературных произведений, как задачу, стоящую наравне с речевым развитием ребенка. При этом, составление программ дошкольного литературного образования осуществляется с учетом возрастных особенностей развития детей и усложняется по мере роста и развития детей.

Содержание программ литературного образования для дошкольников варьируется в зависимости от возрастной воспитательной группы:

  • В младших группах дошкольных образовательных учреждений программа основывается на освоение элементарных навыков чтения - прочтение небольших рассказов, детских сказок;
  • Переходный период между младшим дошкольным и средним возрастом базируется на ознакомлении детей с литературными жанрами, ознакомлению с произведениями различных жанров – чтением стихов, басен, сказок, рассказов и т.д.;
  • В средних дошкольных группах происходит переход от освоения содержательной части произведений к языковых особенностями построения литературных произведений, их выразительности в разнообразных тематиках;
  • В старшем дошкольном возрасте осуществляется освоение более сложных по содержанию произведений, изучаются более обширное разнообразие жанров и тематик;
  • В дошкольных подготовительных группах программа литературного обучения включает освоение простого литературного анализа.

Литературные произведения служат для развития нравственных ориентиров ребенка. Через них дети познают основы устройства природы и социума. Это помогает развить мышление и воображение ребенка, дать представление об образцах и видах литературного языка.

Средства художественной литературы применяются и в игровой деятельности людей, являющейся основой его развития на дошкольном этапе. Сюжетно-ролевые, дидактические игры наполняются сценами из литературных произведений.

Образы литературных героев находят воплощение и в двигательной деятельности детей. Это делает развитие двигательных навыков более интересным и эффективным.

Процесс познания, творчества и исследования не обходится также без применения литературы. Произведения литературы богаты загадками, пословицами, народными приметами, которые развивают ребенка в области природных процессов, жизни людей, устройства мира растений и животных.

Дата последнего обновления статьи: 12.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot