Значимость литературного образования дошкольников
Литературное образование на дошкольном этапе развития ребенка предполагает ознакомление ребенка с приемами взаимодействия с книжной литературой, различными текстами. В ходе этого процесса происходит приобщение дошкольников к литературному наследию. Дети знакомятся с книгой, ее значимостью и силой.
Литературное образование в дошкольном возрасте имеет вид интегрированной дисциплины, которая открывает возможности развития профессиональных педагогических компетенций воспитателя, связанных с привитием детям любви к книге, организации тесного взаимодействия между ребенком и литературой.
Литературное образование дошкольников нацелено на приобщение детей к чтению. Именно на дошкольном этапе развития происходит формирование основных личностных качеств. Книга же, выступает главным инструментом по формированию личности ребенка, его положительных свойств и черт характера, умение отличить добро от зла, правильное поведение от недопустимого, выработать основу своего поведения, связанного со следованием и отстаиванием хорошего, доброго, правильного.
Посредством приобщения к чтению, ребенок знакомится с особенностями устройства окружающего природного и социального мира, историей своего народа, осваивает культурное наследие, приобщается к миру человеческих чувств и эмоций. Кроме того, литература знакомит детей с народным творчеством, фольклором. Дошкольниками легко и с интересом воспринимаются сказки, небылицы, предания, стихи, частушки. Поскольку этот литературный жанр вызывает интерес ребенка и заставляет его испытывать положительные эмоции от процесса чтения, то происходит постепенное приобщение ребенка к литературному творчеству и оказывается определенное воспитательное воздействие на развитие детской личности.
Литературное образование дошкольников на современном этапе развития базируется на центральном положении двух ведущих объектов: ребенка, который пребывает на этапе развития чувственного восприятия, и детской литературы, являющейся самодостаточным и увлекательным видом искусства, базирующегося на словесном инструментарии.
Основные задачи литературного образования дошкольников
На современном этапе общественного развития, программы образования дошкольных заведений непрерывно развиваются и преобразовываются, исходя из тенденций и динамики социально-экономического развития общества. То же касается и литературного образования.
Основными задачами ознакомления дошкольников с литературным творчеством, его содержанием и значением являются следующие:
- Формирование интереса и стремления к знакомству с художественными произведениями, навыков восприятия их смыслового содержания, независимо от жанровой принадлежности.
- Развитие способности к пониманию содержания литературных произведений и конкретной эмоциональной и чувствительной реакции на него.
- Ознакомление детей с особенностями детской литературы и художественной литературы в целом: отличительными особенностями разных литературных направлений и жанров, композиции, литературным языком и речевыми конструкциями, применяемыми в различных жанрах.
- Воспитание художественного вкуса, навыков восприятия и прочувствования настроения конкретного произведения, понимание того, что хотел автор донести до читателей.
- Способности к восприятию музыкальности, звучности, ритмичности, поэтичности и красоты стихотворной формы написания произведений.
- Развитие навыков простого литературного анализа. Ребенок должен научиться проводить анализ формы произведения и его смыслового значения.
- Предварительная подготовка к последующему этапу литературного обучения. В дошкольных образовательных заведениях осуществляется формирование литературного багажа. Ребенок знакомится с многочисленными фольклорными жанрами – сказками, загадками, частушками, пословицами, преданиями, осваивает произведения отечественных и иностранных классиков.
- Знакомство с писателями и поэтами, способами оформления книг, иллюстрациями к произведениям.
Содержание дошкольных программ литературного образования и их развивающее значение
Программы дошкольного образования, включающие литературное обучение детей разрабатываются на основе стандартов ФГОС, которые рассматривают освоение детьми литературных произведений, как задачу, стоящую наравне с речевым развитием ребенка. При этом, составление программ дошкольного литературного образования осуществляется с учетом возрастных особенностей развития детей и усложняется по мере роста и развития детей.
Содержание программ литературного образования для дошкольников варьируется в зависимости от возрастной воспитательной группы:
- В младших группах дошкольных образовательных учреждений программа основывается на освоение элементарных навыков чтения - прочтение небольших рассказов, детских сказок;
- Переходный период между младшим дошкольным и средним возрастом базируется на ознакомлении детей с литературными жанрами, ознакомлению с произведениями различных жанров – чтением стихов, басен, сказок, рассказов и т.д.;
- В средних дошкольных группах происходит переход от освоения содержательной части произведений к языковых особенностями построения литературных произведений, их выразительности в разнообразных тематиках;
- В старшем дошкольном возрасте осуществляется освоение более сложных по содержанию произведений, изучаются более обширное разнообразие жанров и тематик;
- В дошкольных подготовительных группах программа литературного обучения включает освоение простого литературного анализа.
Литературные произведения служат для развития нравственных ориентиров ребенка. Через них дети познают основы устройства природы и социума. Это помогает развить мышление и воображение ребенка, дать представление об образцах и видах литературного языка.
Средства художественной литературы применяются и в игровой деятельности людей, являющейся основой его развития на дошкольном этапе. Сюжетно-ролевые, дидактические игры наполняются сценами из литературных произведений.
Образы литературных героев находят воплощение и в двигательной деятельности детей. Это делает развитие двигательных навыков более интересным и эффективным.
Процесс познания, творчества и исследования не обходится также без применения литературы. Произведения литературы богаты загадками, пословицами, народными приметами, которые развивают ребенка в области природных процессов, жизни людей, устройства мира растений и животных.