Цели и задачи педагогической практики в лагере
Педагогическая практика в лагере – это производственная практика, представляющая собой разновидность применения теоретических знаний и навыков педагогической деятельности на практике.
Такая практика способствует развитию самостоятельности учащегося в использовании его профессиональных качеств, повышает инициативность и активность деятельности.
В ходе практики, студенты профессиональных педагогических учебных учреждений осуществляют самостоятельную профессиональную работу по воспитанию и обучению детей в летних лагерях, в период каникул.
Летний период – актуальная пора для развития ребенка, который отправляется в лагерь, поскольку, он получает новые навыки социальной деятельности: учится устанавливать социальные контакты в новых условиях, уживаться с новыми людьми, строить положительные взаимоотношения с людьми разного характера, социального статуса, уровня развития. А работа с детьми в летних лагерях является важным условием становления и развития профессионального педагога.
Прохождение летней педагогической практики в лагере нацелено на обобщение психолого-педагогических знаний, полученных на теоретических занятиях и развитие умений, которые необходимы студенту в его будущей профессиональной деятельности с коллективом учащихся.
Исходя из поставленных целей, практика ориентирована на решение следующих задач:
- Углубление и расширение теоретических знаний по педагогике, нахождение им практического применения в различных направлениях, социальных и педагогических ситуациях;
- Формирование умения находить нестандартные решения, использовать свое педагогическое мастерство и навыки в нестандартных условиях;
- Формирование в лагере особых условий для пребывания детей т.е. необходимо организовать атмосферу, располагающую к формированию в коллективе положительного социального взаимодействия, установление дружеских взаимоотношений между детьми;
- Развитие навыков анализа, планирования и прогнозирования, моделирования педагогического процесса в нестандартных условиях его прохождения;
- Формирование навыков несения ответственности за чужую жизнь и здоровье;
- Формирование умения организовывать времяпрепровождения детей в лагере, оказание им помощи и поддержки в решении их проблем;
- Формирование умения у будущих педагогов устанавливать социальные контакты с детьми разных возрастов, умения заинтересовать их, привлечь к какой-то деятельности;
- Формирование и совершенствование своего стиля индивидуальной педагогической деятельности.
Содержание летней педагогической практики
Содержание практики студента при его работе в летнем лагере включает в себя ряд стадий деятельности:
- Подготовительная стадия. На этой стадии происходит ознакомление студента с инструкцией своей деятельности в летнем лагере. Студент знакомится с целями, задачами и содержанием своей работы, распорядком дня, правилами проведения различных мероприятий в течение дня: утренняя зарядка, техника безопасности на прогулке и при занятии различными видами спорта, допустимостью применения разнообразного оборудования в ходе игровой деятельности и т.д. Далее, студент изучает свои права и обязанности, делает наброски плана своей работы, знакомится с педагогическим коллективом. Здесь же, можно обратиться за консультацией к педагогам и иным сотрудникам лагеря, чтобы разрешить затруднения, получить ответы на вопросы, касающиеся работы лагеря и выполнения своих обязанностей.
Рисунок 1. Должностные инструкции отрядного вожатого. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основная стадия. Студент начинает планировать свою работу, составляя индивидуальный календарный план педагогических мероприятий. Для этого необходимо исследовать организацию воспитательной работы конкретного лагеря, направленность его деятельности: оздоровительная, творческая и т.д. Также, важно познакомиться с коллективом детей, чтобы оценить их особенности и сформировать ориентиры деятельности. Далее, происходит формирование работы отдельной конкретной смены т.е. практикант формирует режим дня детей и реализует его на практике. Необходимо создать условия оптимального пребывания детей в лагере т.е. способствующие их развитию, отдыху и веселому времяпрепровождению, не угрожающие жизни и здоровья каждого ребенка. Практикант реализует проведение разнообразных мероприятий, мотивирует детей к участию в них и сам участвует. По окончанию каждого дня в лагере необходимо заполнять дневник практики, анализируя свою работу за день.
Заключительная стадия. Подведение итогов практики и ее роли в процессе обучения будущего педагога. Студент оценивает, насколько практика помогла в его развитии, удалось ли достичь его целевого назначения и решить основные задачи. Аналитические данные отражаются в специальном отчете по практике.
Отчет по практике в летнем лагере
Практика студента завершается формированием им отчета по практике и предоставлением его, а также своих характеристик, подписанных руководителем практики в свое учебное учреждение.
Что касается характеристики студента с места прохождения практики, то она включает в себя характеристику летнего лагеря, функциональную роль студента в нем и оценку руководства его практической деятельности. здесь же, отражаются его личностные качества, как педагога и воспитателя, и педагогические возможности.
Рисунок 2. Содержание характеристики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отчет по практике студента имеет вид журнала, который заполняется студентом по каждому дню практики. Данный журнал состоит из таких разделов, как:
- Направления спортивно-оздоровительной, туристической, творческой деятельности летнего лагеря.
- Календарный план культурно-массовых, спортивных, оздоровительных и иных мероприятий летнего лагеря.
- Порядок проведения, методика и особенности выполнения утренней гимнастики и иной физической активности в лагере.
- Сценарии проведения праздников и иных мероприятий.
- Расписание занятий детей по различным направлениям деятельности.
- Конспектирование, причем детальное, одного дня реализации основного направления деятельности летнего лагеря: например, выполнение художественного рисунка или тренировочного занятия по конкретному виду спорта.
- Планирование инструктажа для вожатых и педагогов.
- Письменное представление отчета практиканта о проделанной работе. Оно заполняется в виде дневника практика ежедневно.