Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Л. Н. Толстой в педагогике

Направления педагогической деятельности Л.Н. Толстого

Деятельность известного писателя Л.Н. Толстого в области развития образования началась с того, что он активно отрицал положительное влияние народного образования. Все его теории и концепции в педагогической области отражали взгляды об ошибочности этой системы. Несмотря на название «народная», данная система, по мнению писателя, не отвечала потребностям и интересам народа. Он стремился создать реальное народное образование, которое бы отвечало прогрессивным социальным взглядам его времени.

Основными направлениями педагогической деятельности известного писателя стали следующие:

  1. Разработка концепции Яснополянского учебного заведения и ее практическое воплощение. В этот период происходит активная разработка писателем, учебных пособий. Им был издан журнал школы «Ясная поляна», «Азбука» и «Новая азбука». «Азбука» представляла собой учебное пособие, состоящее из четырех частей. Оно носило энциклопедическую ориентацию и было направлено на исследование окружающего мира, ознакомление учащихся с мироустройством. Она включала в свой состав информацию по физике, химии, зоологии, ботанике.
  2. Приспособление нравственно-направленного религиозного учения к образовательной системе. Толстым было рассмотрено значение свободы и самовыражения в организации учебно-воспитательного процесса. Именно этой проблеме Толстой уделял особое внимание в своих теоретических концепциях. Политические воззрения Толстого и направленность его учений в философском аспекте определяли необходимость и значимость свободного воспитания.
Замечание 1

Философские воззрения писателя не были постоянными и односторонне направленными. Они изменялись, отвечая изменениям в гражданской позиции Толстого, и постоянно совершенствовались.

Воспитание и образование рассматривались писателем как процессы, движущиеся в противоположных направлениях. По его мнению, воспитание носило принудительный и, даже, насильственный характер. Оно предполагало оказание воздействия одним лицом на другое путем применения различного рода приемов и методик, которые позволяли создать личность, без учета ее индивидуальных особенностей и потребностей, лишенную созидательного начала и лишь кажущуюся хорошей для социума. Образование же, было действием прямо противоположного направления. Оно ориентировалось на свободное восприятие, преподносимой информации, исходя из заинтересованности и потребности учащегося. Дети усваивали фактические данные, которые были занесены в курс программы школьного обучения.

«Л. Н. Толстой в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Вскоре им была выдвинута и концепция системы свободного воспитания. Такое воспитание предполагало самопроизвольное формирование и развитие нравственных свойств личности, которые являются природными задатками личности и требуют раскрытия. Педагог направляет учащегося и помогает ему раскрыть нравственные качества, обогатить их, не оказывая принудительное воздействие на формирование взглядов и идеологии учащихся.

Таким образом, можно сказать о том, что именно Л.Н. Толстой отыскал новый подход к организации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на централизацию личности учащегося. Законы нравственности и ориентация на ее развитие должны составлять основу обучения. Непродуктивно обучать ребенка только тому, как решать математические задачи и ставить химические опыты - нравственный облик личности также является важным компонентом развития. Требуется ориентация системы образования на развитие полноценной, гармоничной личности, а не отдельных ее свойств характера и интеллектуальных способностей.

Педагогические концепции Л.Н. Толстого и его дидактические принципы

Писатель рассматривал педагогику в качестве научного знания, стремясь выявить ее характер и особенности. Для этого он проводил множество исследований и стремился внедрить в образовательный процесс экспериментальную деятельность, которая положительно отразиться на развитии научного педагогического знания.

Как уже было сказано, свобода в воспитании и образовании рассматривалась им в качестве приоритетного направления развития педагогики. Принцип свободы лег в основу его педагогической концепции. Она основывалась на новом взгляде на сущность учебно-воспитательного процесса, который предполагал ориентацию на исследование внутреннего мира ребенка, его желаний, мотивов, потребностей и увлечений. Личность занимает ведущее место в обучении и воспитании и вокруг нее формируется система дидактических принципов. Основными принципами являются:

  • Принцип сознательности и активности обучения. Процесс обучения, в данном случае, носит не только интеллектуальную направленность. Он предполагает осознанное усвоение знаний, применение творческого подхода, нестандартное восприятие, преподаваемой учащимся информации. Необходимо развивать самостоятельное сознательное обучение, носящее осмысленный характер, при котором учащийся проявляет инициативу и активность;
  • Принцип взаимодействия образовательного процесса, направленности обучения и жизнедеятельности. Обучение должно строиться таким образом, чтобы прививать те навыки и качества, которые пригодятся в практической жизнедеятельности и отвечают текущим тенденциям социально-экономического развития общества;
  • Принцип доступности обучения. Обучение должно быть свободным и доступным каждому, независимо от его социального статуса и индивидуальных особенностей развития;
  • Принцип прочности усвоения знаний. Лев Толстой внес в систему обучения определенные свойства и методы, позволяющие закреплять знания и сохранять их на длительный период;
  • Принцип природосообразности. Он означает, что обучение должно опираться на природное стремление учащегося к познанию. Поскольку, стремление и желание обучаться является достаточно сильным, то оно помогает преодолеть трудности, возникающие в ходе обучения.
Дата последнего обновления статьи: 04.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot