Культура педагогического общения – это способность педагога к построению профессиональных монологов и диалогов с учетом основ педагогической этики.
Педагогическая этика – это правила поведения педагога в своей профессиональной деятельности, основанные на соблюдении этических норм и принципов поведения.
Культура педагогического общения строится на основании соблюдения определенных правил, соблюдение которых способствует эффективному построению учебно-воспитательной деятельности, установлению положительной системы взаимоотношений между педагогом и учащимися, их родителями, другими педагогами и иными участниками образовательной сферы деятельности.
Рисунок 1. Культура педагогического общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Правила эффективного педагогического общения
Чтобы сформировать положительные взаимоотношения с учащимися, сделать процесс обучения увлекательным, создать комфортную образовательную среду в учебном учреждении, педагогу необходимо придерживаться ряда правил построения педагогического общения:
- Соответствие слова и дела. Недопустимо давать пустые обещания, говорить что-то просто так. Педагог подает пример учащимся, а потому его слова должны быть обоснованы и подкреплены делами.
- Проявление требовательности к себе и окружающим в отношении учебно-воспитательной работы.
- Внутренний контроль своего эмоционального состояния.
- Проявление в общении чуткости и взаимопонимания.
- Адекватная самооценка своей речевой культуры. Педагог должен уметь признавать свои ошибки, исправлять их и вносить поправки в свой стиль общения на каждом этапе образовательного процесса.
- Уверенность в себе при общении. Независимо от коммуникативной ситуации педагогу необходимо проявлять активность и открытость в общении, умение выразить свои мысли и чувства, исходя из особенностей развития собеседника и конкретной ситуации общения.
- Ориентация своей речи на конкретного учащегося при желании завести с ним диалог.
- Проявление приветливости и готовности оказать помощь средствами общения.
- Соблюдение социальной дистанции. Она необходима для формирования авторитета педагога и ухода от свободного общения, отрицательно сказывающегося на коммуникативных взаимоотношениях. При этом, дистанция не должна быть слишком большой, чтобы развилось недопонимание и недоверие в общении.
Соблюдение данных правил позволит педагогу построить эффективную коммуникацию с учащимися и создать условия для коммуникативного развития детей.
Рисунок 2. Педагогическое общение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Составные компоненты культуры педагогического общения
Культура общения педагога представляет собой совокупность следующих компонентов:
- Культура общения.
- Педагогический такт.
- Этикет.
- Эмпатия.
- Рефлексия.
- Аттракция.
Культура общения начинается с культуры речи – мастерства использования языковых средств для осуществления положительного общения и яркого выражения педагогической информации.
Культура речи педагога отражает его умение ставить партнера по общению на позицию равноправного и равнозначимого. При этом, педагог должен обращать внимание на реакцию учащегося на его общение и корректировать свои высказывания. Общение должно быть ярким и выразительным. Это возможно при развитости у педагога культуры речи. Чтобы убедить учащихся в чем-либо, донести до них какую-то информацию, мотивировать к прослушиванию темы учебного занятия, педагог вносит творческий компонент в свою речь, делая ее яркой и убедительной.
Развитость речевой культуры характеризует педагога, как мастера своего дела, профессионала и квалифицированного специалиста, наделенного богатым внутренним духовно-нравственным миром.
Что касается педагогического такта, то он выступает способом формирования педагогом сдержанного общения. Такт предполагает осознанное и обдуманное выражение своего мнения, своей позиции. Он исключает затрагивание человеческой личности. Педагогический такт отражает умение педагога не обидеть чувств учащегося, не затронуть своим высказыванием его личность и ее особенности.
По сути, педагогический такт выступает средством контроля педагогического общения. Он позволяет избежать возникновения конфликтных ситуаций. Посредством такта в общении удается реализовать оптимальное педагогическое воздействие на учащихся.
Педагогический такт отражает гибкость поведения педагога: он выполняет разные коммуникативные роли, исходя из конкретной ситуации общения. Чтобы пользоваться тактом в общении, педагогу необходимо знать и учитывать при построении своей речи возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся.
Этикет в культуре общения педагога отражает его владение нормами этикета и их использование во взаимодействии с учащимися. Этикет отражает ценность личности учащегося в глазах педагога т.е. если он соблюдает правила этикета в общении с детьми, то он считает их полноправными субъектами коммуникативного взаимодействия и образовательного процесса. Благодаря этикету в общении педагога, дети чувствуют себя уверенно и защищенно. Этикет демонстрирует их ценность и центральную позицию в образовательном процессе.
Рисунок 3. Нарушения этики педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эмпатия в культуре общения педагога характеризует его навыки эмоционального восприятия своего собеседника, умение чувствовать настрой учащегося на общение, его потребности и переживания и выстраивать свои высказывания в соответствии с ними.
Рефлексия помогает педагогу видеть себя со стороны, т.е. ставить себя на место собеседника и оценивать его отношение к собственной речи.
Аттракция характеризует педагога, как творческую личность и мастера по общению. Она помогает ему использовать различные средства выразительности языка, способствующие притяжению учащихся, их очарованию и формированию доверия к педагогу. Отсутствие аттракции в культуре общения педагога ведет к непониманию учащимися его общения, сути того, что он желает сказать, за счет сложности восприятия речи педагога или ее невосприятия вообще. Речь должна строится таким образом, чтобы притягивать слух собеседника. Это предполагает уход от монотонных высказываний, произношения всего текста на одной интонационной ноте.