Расстройства аутистического спектра (РАС) – это совокупность психологических отклонений развития, отражающих аномальное поведение личности, ее социальную неразвитость и коммуникативную замкнутость, ограниченность интересов и потребностей.
РАС являются, на сегодняшний день, очень распространенным отклонением в развитии. Данные расстройства бывают разной степени тяжести и проявляются в разных формах. От степени проявления дисфункций психических процессов зависит выбор методов коррекции поведения и социального развития личности.
Рисунок 1. Основные проблемы детей с РАС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Подходы к коррекции расстройств аутистического спектра
Расстройства аутистического спектра корректируются на основании применения двух групп методов:
- Основные методы коррекции. Они ориентированы на формирование у ребенка с аутистическими нарушениями навыков общения и коммуникативного взаимодействия, а также развитием навыков повседневной жизнедеятельности, поведения в социальной среде. Данные методы позволяют создать условия для обучения и развития ребенка с аутистическими расстройствами и скорректировать его психоэмоциональное состояние. Этих методов не всегда бывает достаточно для полноценной коррекции расстройств и стабилизации психоэмоциональной сферы ребенка.
- Вспомогательные методы. Это методы, дополняющие основные методы коррекции расстройств аутистического спектра. Они не могут быть использованы отдельно от основных в коррекционной терапии, поскольку, не дают должно лечебного, коррекционного и развивающего эффекта. К таким методам относится игровая терапия, расслабляющие процедуры – йога, пилатес, медитация, эстетотерапия, плаванье и др.
При выборе методов коррекции требуется учитывать характер структуры дефекта нарушения функционирования психоэмоциональной сферы. Также, при выборе нескольких методов из одной или двух групп, важно, обеспечить их оптимальное сочетание.
Основной метод коррекции должен быть адекватным, т.е. соответствовать уровню развития ребенка, его интересам и потребностям, эмоциональным проявлениям, и стимулировать развитие нарушенных психических процессов и иных дисфункций, вызванных РАС.
Кроме того, коррекция РАС должна быть реализована специалистами, которые знают механизм использования разных коррекционных подходов и технологий, имеют положительный опыт коррекционной деятельности.
Выбор подхода коррекции РАС зависит от возрастного этапа развития ребенка. При этом, учитывается не только физический возраст ребенка, но и его психический возраст, который может значительно отставать от физического. Тяжелая степень аутизма приводит к значительным психическим дисфункциям и отставанию в возрастном развитии. Например, трех летний ребенок может находиться на уровне полугодовалого ребенка по уровню развития речи, памяти, внимания, восприятия.
Социальное окружение ребенка и условия его развития, также, влияют на выбор методов коррекции РАС. Социальное развитие – непосредственная необходимость для ребенка с РАС. Оно требует тщательной, последовательной работы с участием специалистов и близкого окружения ребенка. Позиция родителей в отношении своего ребенка и их ориентация на его развитие – важное условие эффективности коррекционной работы.
TEACCH-программа коррекционной работы
TEACCH-программа – это программа коррекции развития детей с аутистическими расстройствами и нарушениями сферы общения и коммуникативного взаимодействия ребенка.
Данная программа была разработана американскими психологами в 70-е года XX столетия.
Применение данной программы, в первую очередь, ориентировано на приспособление детей с РАС к жизнедеятельности в обществе, приобщению к окружающему миру, исходя из его особенных потребностей, возможностей и восприятия.
Основные усилия при применении TEACCH-программы направляются на:
- Совершенствование внутренних процессов личности;
- Развитие бытовых навыков деятельности;
- Развитие навыков невербальной коммуникации;
- Развитие речи;
- Развитие навыков адекватного реагирования на внешние факторы.
TEACCH-программа предполагает активное участие родителей в коррекционной работе. Они рассматриваются в качестве людей, постоянно находящихся рядом с ребенком и, стимулирующих его развитие. Для аутичного ребенка лучшей средой его существования и развития признается семья. Потому, программа уделяет особое внимание взаимодействию с родителями, проведению с ними психологических тренингов и занятий по разъяснению особенностей развития ребенка с РАС, принятию его уникальности, осознанию невозможности вылечить аутизм, но пониманию, что при приложении определенных усилий можно стабилизировать психоэмоциональную сферу ребенка, приобщить его к социальной среде и создать условия для его образования.
Данная программа ориентирует на воспитание и обучение ребенка в домашней обстановке. Пребывание ребенка в учреждениях коррекционного типа возможно, но только в течение дня. Круглосуточное нахождение в условиях интерната считается нежелательным для ребенка и непродуктивным для его развития.
TEACCH-программа опирается на принцип преемственности в обучении и развитии детей. коррекционное обучение начинается с дошкольного возраста. В этот период основное внимание уделяется адаптации ребенка к социальной среде, выработке у него потребности и желания общаться, а также формирование навыков общения, установления контактов и адекватного реагирования на взаимодействие с ним других людей. Закрытость, пребывание в себе требует долгой и трудоемкой коррекционной работы. Она реализуется на всех этапах развития ребенка.
В период школьного обучения социальной адаптации продолжает уделяться много внимания. Однако, акцент переходит на формирование навыков учиться, получать знания и навыки.
В зависимости от степени расстройств аутистического спектра, ребенка может получать образование в рамках инклюзивного обучения, в коррекционных школах и на дому. Домашнее обучение предполагает периодическое посещение ребенком инклюзивных классов и адаптацию к ним с проведением анализа их поведения в данной среде.