Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности речевых нарушений у детей с аутизмом

Понятие аутизма

Определение 1

РАС (расстройства аутистического спектра) – это широкий круг расстройств, связанных с аномальным поведением, которые характеризуются качественными нарушениями социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации, а также стереотипными поведением, интересами и активностью.

Специфическое лечение РАС отсутствует, но идет совершенствование и разрабатываются новые методике по работе с детьми и взрослыми с РАС, направленные на коррекцию поведенческих и когнитивных нарушений, обучение, развитие и социализацию этих людей.

Развитие речи у детей с аутизмом может сильно отличаться от нормативного и количественно, и качественно. То есть, может наблюдаться как задержка речевого развития, так и появление эхолалии, нарушение грамматического строя речи и ограниченное ее использование.

Качественное нарушение – один из основных диагностических критериев РАС и выявляется практически у всех детей с аутизмом. Качественные нарушения коммуникации при аутизме касаются вербальной и невербальной коммуникации.

Особенности речевого развития при РАС

Лео Каннером было отмечено, что для аутизма характерны особенности речи, такие как ее позднее развитие, эхолалия, затруднение в употреблении местоимений. Обычно это становится заметно на втором году жизни.

В более раннем возрасте обнаруживаются особенности, отличающие речь ребенка с РАС от речи ребенка с нормативным развитием. Черты прелингвистического развития при аутизме:

  • недифференцированный, сложный для интерпретации плач;
  • гуление ограниченное или необычное, напоминающее визг или крик;
  • отсутствие имитации звуков.

Аутичные дети в возрасте 18-36 месяцев часто пользуются нетипичными невербальными вокализациями, по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками. Аутичные дети в возрасте 22-30 месяцев используют слова из разных категорий – звуки, названия животных, транспорта, игрушек и пр. При этом они практически не обозначают желания, эмоции и психические состояния.

«Особенности речевых нарушений у детей с аутизмом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Импрессивная речь у аутичных детей развивается раньше экспрессивной, как и при нормотипичном развитии. В тяжелых случаях дети с аутизмом вообще не начинают говорить, но даже в такой ситуации они используют альтернативные коммуникативные средства – письмо, жесты, карточки или пиктограммы. Вместе с этим, отдельные дети с РАС могут демонстрировать раннее и бурное речевое развитие.

Около 25-30% детей с РАС начинают говорить, но позже полностью утрачивают речевой навык. Часто это происходит в промежутке 15-24 месяца, причем регресс может возникать внезапно или проявлять себя постепенно. Вместе с регрессом речевых навыков может отмечаться утрата возможности использования жестов и утрата всех социальных навыков.

Особенности экспрессивной речи

Речевые нарушения наиболее четко проявляются после 3х-летнего возраста. Детям с РАС свойственны отсроченные или непосредственные эхолалии, тенденции к повторению готовых фраз без самостоятельного конструирования предложений, затруднения при начале и продолжении диалога, замена местоимений. Часто дети переставляют звуки, неправильно употребляют предложные конструкции. Также часто детям трудно контролировать громкость своего голоса, речь воспринимается как механическая и скучная. Нарушения речи у аутичных детей подразделяют на пять групп по их генезу и патогенетическому уровню:

  • речевые нарушения вследствие задержки развития – косноязычие, эхолалия, бедный словарный запас и пр.;
  • нарушения речи вследствие задержанного становления сознания Я, проявляющееся неправильным употреблением местоимений и глагольных форм;
  • нарушения речи кататонической природы – вербигерация, эгоцентрическая внутренняя речь, скандирование, растянутость или ускоренность звукопроизношения;
  • нарушения речи в связи с психическим регрессом – проявляется речь довербального фонематического уровня;
  • речевые расстройства, связанные с патологией ассоциативного процесса – нарушается смысловая сторона речи – незавершенные, непоследовательные ассоциации, контаминации и пр.

Формальные особенности речи детей с РАС

Эхолалии – наиболее распространенная речевая особенность при аутизме. Обычно эхолалии описывают в качестве неконтролируемого автоматического повторения слов, которые ребенок услышал в чужой речи. Такие повторения могут возникнуть сразу за услышанным, то есть непосредственные эхолалии, либо существенно позже – отсроченные эхолалии.

Многие исследователи считают эхолалии примитивной попыткой сохранить социальный контакт, если ребенок встретил недоступные ему речевые стимулы, и это считают хорошим прогностическим признаком. В связи с этим эхолалии подразделяют на коммуникативные и некоммуникативные.

Некоммуникативные эхолалии не имеют определенной направленности и необходимы ребенку для регуляции своего состояния, чтобы получить удовольствие или просто проверить слово.

Коммуникативные эхолалии можно использовать, чтобы сообщить информацию, просьбу о помощи, протест или указание.

Аутичные дети используют больше коммуникативные эхолалии.

Общая стереотипность, характерная для детей с РАС, представлена в речи также более сложными, чем эхолалии, ритуалами.

Определение 2

Вербальные ритуалы – это фиксированная последовательность высказываний, которые строятся детьми таким образом, что чувствует принуждение завершить их в определенной последовательности.

При этом дети не только могут самостоятельно совершать вербальные ритуалы, но и принуждают к этому других.

Неологизмы – это слова, которых нет ни в одном языке, известном ребенку, но ребенок сам их констатирует.

Принято различать пассивные неологизмы – бессмысленное звукосочетание; активные неологизмы – имеют определенный смысл. Также типичным развитием предполагается наличие неологизмов, называемых физиологическими, которые могут встречаться у детей до пяти лет.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot