Совместная терапия ребёнка и родителей
Коррекцию агрессивности необходимо начинать с семьи. Объясняется это тем, что основная причина проявления агрессивности идет из семьи. Родители демонстрируют детям агрессивные взаимоотношения, которые ребенок в силу своего возраста принимает за норму и в последующем применяет в общении со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому очень важно начинать терапию с семьи, включать в не всех членов.
Работа по коррекции агрессивности в семье осуществляется со всеми членами, путем проведения совместных сеансов терапии.
Занятия с детьми 3-10 лет осуществляются в игровой форме. В качестве партнеров по игре выступают психологи и родители.
Терапия с детьми 7-10 лет проводится в форме психодрам. Данная форма терапии предусматривает проигрывание ситуаций. Вначале проигрывается ситуация, которую предлагает ребенок, затем сцены из его реальной жизни, предлагаемые психологом или родителями.
Успешность семейной коррекции агрессивности зависит от следующих факторов:
- Осознание и признание родителями причин проявления агрессивности у ребенка.
- Активному участию в терапии всех членов семьи.
- Точное и беспрекословное выполнение рекомендаций специалиста
- Соблюдение теплых и мирных взаимоотношений семье на период коррекционных мероприятий.
- Сочетание семейной терапии с иными формами помощи (индивидуальной и групповой).
Индивидуальная работа с агрессивными детьми
Индивидуальная коррекция агрессивности ребенка осуществляется с использование различных методов и по следующим направлениям:
- Игра, игротерапия – чаще всего используется с детьми младшего возраста.
- Изъятие ребенка из его привычного окружения и помещение в корригирующую группу или среду – используется в том случае, если установлена взаимосвязь между агрессивностью ребенка и его ближайшим окружением.
- Творчество (творческое самовыражение) – различные виды творческой деятельности, самостоятельно и под руководством взрослого.
- Перевод агрессивности в социально-одобряемую деятельность – направление энергии ребенка на совершение общественно полезной работы, трудовой деятельности, социальной работы и т.д. В результате которой, он получит поощрение и одобрение со стороны окружающих.
- Перевод агрессивности в спорт.
- Участие в групповых тренингах.
Важность индивидуальной коррекционной работы заключается в том, что у психолога есть возможность общаться с ребенком наедине и узнать причины агрессивности более подробно.
Помощь, оказываемая индивидуально значительно эффективнее, чем при других формах коррекции.
Для ребенка индивидуальная форма также более комфортна, так как он может раскрыться и рассказать о том, что его волнует. В процессе работы дети «привыкают» к психологу, начинают ему доверять, появляется заинтересованность и мотивация на работу. Кроме того, у них есть возможность ближе познакомиться с правилами и нормами коррекционной работы, что позволяет работать в более комфортных условиях.
Коррекция агрессивного поведения в группе
Групповая коррекционная работа проводится только после того как будут завершены семейная и индивидуальная работы. Важным для перехода на групповую коррекционную работу является видимое улучшение отношений в семье, а также улучшение поведения ребенка, снижение у него агрессивности и проявления заинтересованности в сохранении полученного результата.
Основные преимущества групповой формы коррекционной работы:
- Группа представляет собой общество в миниатюре.
- Опыт, полученный в группе, противодействует отчуждению, он напротив, помогает решению личностных проблем.
- Группа предоставляет возможность получения обратной связи и поддержки от людей, которые имеют схожие проблемы.
- Работа в группе обогащает опыт общения и построения взаимоотношений с разными людьми.
- В группе каждый участник может идентифицировать себя с другим участником.
- Работа с группой имеет экономические и временные преимущества.
Основная цель групповой коррекционной работы заключается в восстановлении единства личности через нормализацию ее взаимоотношений с окружающими. Главная коррекционная задача состоит в том, чтобы научиться правильно эмоционально реагировать, на разнообразные ситуации.
Формы групповой коррекционной работы:
- Беседа
- Проигрывание различных ситуаций по ролям
- Выполнение упражнений на самовоспитание и самопознание
- Разыгрывание этюдов и пантомим
- Изобразительная деятельность
- Подвижные игры
- Физические упражнения
- Психогимнастика
- Ауторелаксация
Несмотря на всю эффективность групповой коррекционной работы, существует ряд противопоказаний для ее применения:
- Резко негативное отношение к данному виду коррекции со стороны родителей или самого ребенка
- Отсутствие или не закрепление результата, полученного при семейной и индивидуальной коррекционной работе
- Сочетание у ребенка агрессивности и двигательной расторможенности. В этом сложно контролировать поведение ребенка
- Установленная и подтвержденная специалистами острая психотическая симптоматика
- Уровень интеллекта снижен до умеренной дебильности.
Необходимо отметить, что в определенных пределах агрессивности не только допустима, но и необходима, так как она может послужить способом для самозащиты, отстаивания своих прав и интересов. Внимание со стороны специалистов к агрессивности детей должна привлекать такая агрессивность, которая проявляется из хулиганских побуждений, с целью самоутвердится за счет обиды и унижения другого.
Работу по коррекции агрессивного поведения детей рекомендуется начинать с совместной терапии ребёнка и родителей. Следующий этап коррекции агрессивности – индивидуальная работа психолога с ребёнком. Если количество детей, имеющих агрессивные проявления и трудности в поведении, достигает 6 – 12 человек, имеет смысл говорить о создании коррекционной группы.