Ранний возраст – это период с рождения и до 2-х лет, во время которого у ребенка происходит становления органов и систем, формирование их функций, и в первую очередь функций мозга.
Краткая характеристика отклонений в развитии детей раннего возраста, требующих коррекционно-педагогической работы
В виду того, что в раннем возрасте у детей происходит формирование и становление функционирования основных систем, в том числе и головного мозга, данный возраст имеет ряд особенностей.
Особенности развития детей раннего возраста:
- Чрезвычайно быстрый темп развития, имеющий скачкообразный характер.
- Неустойчивость и незавершенность формирующих умений и навыков.
Работая с детьми раннего возраста, необходимо иметь в виду данные особенности развития. Следует направлять педагогическое воздействие на ребенка в соответствии с этими особенностями и тем самым способствовать его своевременному развитию.
Нарушения в развитии ребенка раннего возраста, которые потребуют в дальнейшем организованной коррекционно-педагогической работы, могут быть вызваны рядом негативных факторов.
К негативным факторам относятся:
- стрессы;
- перенесенные заболевания (инфекционные, вирусные и т.д.);
- отсутствие целенаправленного педагогического воздействия.
Все указанные факторы отрицательно сказываются на развитии ребенка раннего возраста. При этом основными признаками их воздействия являются утеря полученных ранее навыков или ретардация («застревание» на одной и ступеней развития).
Таким образом, одной из основных особенностей развития ребенка раннего возраста является то, что оно должно осуществляться под систематическим педагогическим воздействием. Социальная среда, в которой растет и развивается ребенок, должна быть благоприятной и исключать стрессы и нервные потрясения. Окружающие ребенка взрослые обязаны заботиться о его здоровье, заниматься его сохранением и укреплением.
Диагностика развития детей раннего возраста
Проведение диагностики развития детей раннего возраста затруднена, ввиду того что симптомы недоразвития или нарушения могут быть схожи.
Например, у ребенка может отмечаться недоразвитие речи, которое вызвано нарушениями слуха. В этом случае родители не всегда знают о нарушениях слуха, так как они менее видны, нежели речевые нарушения.
Именно поэтому дифференциальная диагностика и оценка общего уровня психомоторного развития ребенка раннего возраста производится с крайней осторожностью. При этом специалисты, организующие диагностику, обязательно учитывают особенности развития общей и мелкой моторики, речи, сенсорно-перцептивной деятельности и эмоционального развития каждого ребенка.
Поводом для проведения диагностики могут быть, наличие у ребенка в анамнезе:
- Перинатальные поражения ЦНС.
- Явная психомоторная задержка развития речи.
- Задержка психического развития.
Значимость своевременного диагностирования состоит в том, что довольно часто детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, направляют в обычный детский сад, где им не могут создать всех необходимых условий. Потеря драгоценного времени, негативно сказывается на дальнейшем развитии ребенка и порой невозможности скорректировать и минимизировать отклонения в развитии.
Вовремя проведенная качественная дифференцированная диагностика позволит своевременно организовать индивидуальную коррекционно-педагогическую работу с детьми. Данная работа организуется как индивидуально с ребенком в условиях семьи, так и в рамках специализированной группы детского сада.
Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста
Задачи коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста ориентируются на особенности развития детей и на имеющиеся у них нарушения и отклонения в развитии.
Задачи коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста:
- Совершенствование двигательных функций – подразумевает необходимость развития у детей раннего возраста общей и мелкой моторики, формирования у них элементарных графомоторных навыков.
- Сенсорное воспитание – осуществляется во взаимосвязи с развитием у детей раннего возраста двигательных навыков, совершенствованием оптико-пространственных и слуховых функций, а также совершенствования сенсорно-перцептивной деятельности.
- Развитие предметной деятельности – необходимо для успешного решения первых двух задач. Важным является не только совершенствование зрительно-моторной координации, но и побуждение детей к решению разнообразных наглядных задач и упражнения, в рамках организованных дидактических игр. Кроме того, данная задача должна решаться родителями в быту. Только в такой совокупности согласованного воздействия родителей и педагогов можно будет достичь ожидаемых результатов.
- Организация активного взаимодействия ребенка раннего возраста и взрослых. В рамках данного взаимодействия у детей осуществляется формирование навыков ситуативно-делового и эмоционального общения со сверстниками и взрослыми.
- Целенаправленное развитие речи и ее функций. Решение данной задачи очень важно, так как основным средством коммуникации человека являются его речевые средства.
Основные особенности коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста:
- Обязательная диагностика ребенка на момент поступления его в ДОУ.
- Организация обратной связи с семьей воспитанника, с целью получения максимально полной информации о развитии ребенка.
- Взаимодействие с узкими специалистами (логопед, психолог, невролог, невропатолог, психоневролог и т.д.).
- Организация занятий в соответствии с особенностями развития ребенка, его возрастными возможностями и потребностями.
- Включение в индивидуальную коррекционную программу разнообразных занятий интегрированного характера.
- Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.