Коррекционные музыкальные занятия
Методика музыкального воспитания детей с ОВЗ – это частная педагогическая методика, занимающаяся изучением закономерностей музыкального воспитания, обучения и развития детей с проблемами здоровья, а также раскрывающая пути и технологии коррекции средствами музыки разных отклонений в развитии детей с ОВЗ.
Коррекционная ритмика – это обобщенное понятие, вид кинезистерапии, базирующийся на взаимосвязи музыки, движения, слов, в котором в качестве организующего начала выступает ритм в широком его понимании.
На основании специфики и варианта нарушений в развитии детей, ритмика может быть:
- логопедической – для детей с речевыми нарушениями;
- фонетической – для детей со слуховыми нарушениями;
- коррекционной – для детей с проблемами со зрением, умственной отсталостью и ЗПР.
Методика музыкального воспитания детей с ОВЗ – развивающая область научного знания, поэтому ее понятийный аппарат расположен с одной стороны внутри оболочки уже признанных понятий специальной психологии и педагогики, а с другой – отмечено появление терминов артпедагогики и арттерапии, которыми отражена коррекционная направленность помощи детям с ОВЗ посредством движений, музыки и слов.
Методика коррекционного музыкального воспитания
Артпедагогика в сфере специального образования выступает синтезом двух областей научного знания – искусства и педагогики, которыми и обеспечивается процесс разработки теории и практики педагогической коррекционно-направленной деятельности художественного развития детей с ОВЗ, а также формирование основ художественной культуры посредством искусства и художественно-творческой деятельности.
Коррекционно-направленная музыкальная деятельность – это психолого-педагогически ориентированный тип художественной деятельности, нацеленный на коррекцию отклонений в развитии детей посредством музыкального искусства.
Музыкальные занятия – это тип музыкальной деятельности, которая обеспечивает музыкально-эстетическое развитие детей, учитывая их возрастные особенности.
Музыкально-ритмические движения – это тип музыкальной деятельности, выстраиваемый на взаимосвязи музыки с движениями, основа которой – ритм.
Музыкальное воспитание в качестве части артпедагогики направлено на формирование гармоничной социально адаптированной личности ребенка с ОВЗ средствами искусства. Достичь эту цель можно при решении средствами музыки следующего перечня задач:
- приобщить детей к художественно-эстетической культуре используя музыкальное искусство, формирование художественной культуры личности, единства эстетических чувств, а также навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами музыки;
- сформировать интерес к музыкальному искусству, обеспечить музыкально-эмоциональное развитие и отзывчивость на музыку;
- обеспечить информационно-познавательные потребности детей в музыке посредством участия их в художественно-музыкальной деятельности;
- активизировать потенциальные возможности детей, обеспечивать возможность развития эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности с использованием музыкального искусства и движений;
- сформировать предпосылки и ряд элементарных музыкально-творческих проявлений, способности выражать свое Я всеми доступными для детей видами музыкальной деятельности;
- осуществлять музыкальными средствами и движениями профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой и моторной сфер, создать условия социокультурной адаптации детей через общение с музыкальным искусством в процессе активной музыкальной деятельности.
Методика и ритмика напрямую связаны с эстетикой, культурологией, музыкознанием, которые и представляют их методологическую основу. Знания в этой области представляют информацию о закономерностях развития музыкального искусства, его месте в социальной и духовной жизни человека и обеспечивают понимание сущности воспитательной, познавательной, регулятивной и прочих функций искусства.
Тесная связь методики музыкального воспитания детей с ОВЗ и коррекционной ритмики и физиологии, невропатологии, психиатрии и прочими клиническими дисциплинами, помогает в понимании особенностей высшей нервной деятельности, закономерностей физиологических процессов, своеобразие детской психики с разными вариантами нарушений.
В решении огромного числа вопросов методика и ритмика базируются на общей, возрастной и специальной психологии. Информация о закономерностях генезиса психики нормально развивающихся детей и особенности психики детей с ОВЗ способствуют разработке диагностических подходов музыкального воспитания, осуществлению процесса обучения, воспитания и коррекции через музыку и движения.
Методика музыкального воспитания и коррекционная ритмика в качестве областей педагогической науки, подчинены закономерностям общей специальной педагогики, артпедагогики с использованием их дидактических принципов в обучении и воспитании музыкальными средствами.
Гуманизацией педагогического процесса выдвигается задача способствовать всеми возможными способами развитию ребенка с ОВЗ. Базируясь на личностно-ориентированном и деятельностном подходах в коррекционной работе с детьми через музыку, методика рассматривает отношения в системе «ребенок-педагог» как установление диалога и сотрудничества, а также создание условий для активизации его творческого проявления.
Методику и ритмику объединяет социальная педагогика через общность целей и задач. Конечный результат коррекционно-развивающего музыкального и ритмического воспитания, в социальной педагогике являясь средством социальной адаптации ребенка с ОВЗ. При этом одно из важных мест в социальной среде отведено культурно-досуговой деятельности в которой ребенок в ОВЗ тоже может проявить себя особым образом, так как среда досугового общения рассматривается в качестве поля для духовного формирования личности, ее активности, инициативности и творческих проявлений.