Педагогика – это система наук, занимающихся изучением особенностей воспитания и обучения человека на всех этапах онтогенеза.
Цель и задачи коррекционной педагогики
Коррекционная педагогика – это одна из областей педагогики, направленная на изучение особенностей воспитания и обучения детей с различными психофизическими нарушениями в развитии, а также создание необходимых условий для достижения ими максимально возможного уровня личностного развития и адаптации в современном социуме.
Если рассматривать коррекционную педагогику с практической точки зрения, то она представляет собой постоянный поиск путей по разрешению противоречий между возможностями ребенка и необходимостью получения определенных знаний, умений и навыков (далее ЗУН). Помимо усвоения ЗУН детьми с отклонениями, коррекционная педагогика предусматривает создание условий для особенных детей, в рамках которых ими будет усвоен определенный культурный и социальный опыт, они научатся самостоятельно действовать в решении повседневных практических задач.
Цель коррекционной педагогики – это создание и организация необходимых условий для обучения, воспитания и развития детей с нарушениями, усвоение ими необходимых трудовых навыков.
Коррекционная педагогика занимается воспитанием и обучением детей с различными видами и типами нарушений (нарушения слуха, речи, умственная отсталость, задержка психического развития и т.д.). Поэтому в настоящее время коррекционная педагогика делится на отрасли, каждая из которых занимается обучением и воспитанием детей с определенным видом нарушения.
Основной задачей специалиста любого из направлений является организация обучения детей с нарушениями в обход традиционных и стандартных методов (способов), ибо то, что усвоит ребенок с нормальным развитием посредством данных методов и средств, будет недоступно для ребенка с отклонениями и нарушениями, он попросту не усвоит ЗУН.
В зависимости от вида и типа нарушений, организация образовательного процесса может осуществляться в рамках специализированного коррекционного образовательного учреждения, а может в рамках массовой общеобразовательной школы с привлечением дополнительных специалистов.
К специалистам коррекционной педагогики относят – логопеда, психолога, дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога и т.д. В общем же, вне зависимости от направления деятельности, данных специалистов принято называть – коррекционный педагог.
Сущность профессии коррекционного педагога
Коррекционный педагог – это педагог, который осуществляет коррекционную работу с детьми, имеющими различные виды нарушений и отклонений в развитии и поведении.
Профессия коррекционного педагога достаточно молодая, так как появилась она относительно недавно. Поэтому не все знают, чем он занимается и в каких случаях к нему следует обращаться.
Коррекционный педагог осуществляет свою деятельность в образовательных учреждениях, где организуется воспитательно-образовательный процесс для детей с нарушениями и отклонениями в развитии и поведении (детский дом, интернаты, коррекционные школы, детские сады, реабилитационный центр, центр социальной помощи семье и т.д.). Кроме того, коррекционный педагог может быть в массовых общеобразовательных школах, в которых имеется коррекционный класс.
В настоящее время детей с отклонениями и нарушениями в развитии и поведении становится все больше. Это не может не сказаться на востребованности такого специалиста как коррекционный педагог. Однако без реального практического опыта и обширной теоретической базы, достаточно сложно работать в данной сфере. Кроме того, работа коррекционного педагога требует от специалиста высокой эмоциональной и психической устойчивости.
Сущность работы коррекционного педагога заключается в том, что он проводит с детьми необходимые диагностические методики, способствующие выявлению отклонений, их глубины и причин возникновения. На основании проведенных диагностик коррекционный педагог разрабатывает программы индивидуальной коррекционно-педагогической работы с ребенком.
В ходе своей профессиональной деятельности коррекционный педагог находится в постоянном тесном взаимодействии с иными специалистами:
- педагоги,
- психологи,
- медики и т.д.
Таким образом, коррекционный педагог проводит необходимые диагностические методики, выявляет нарушения и отклонения в развитии и поведении, разрабатывает индивидуальные коррекционные программы, проводит занятия, отслеживает и фиксирует динамику развития каждого ребенка.
Специалисты в области коррекционной педагогики
Основные специалисты по коррекционной педагогике:
Логопед – это специалист, который оказывает необходимую коррекционную помощь детям, подросткам и взрослым, которые имеют различные нарушения речи.
Логопед занимается коррекцией речевых нарушений, исправляет дикцию, устраняет различные недостатки речи посредством специальных комплексов упражнений и массажа.
Дефектолог – это специалист, который занимается воспитанием и обучением детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также оказывающий им необходимую коррекционную помощь.
Дефектолог не имеет конкретной узкой специализации, так как чаще всего он занимается с детьми, имеющими сочетание разнообразных дефектов. Именно поэтому он должен иметь достаточно широкие знания из различных областей (психология, логопедия, педагогика и т.д.). В процессе своей работы дефектолог очень тесно взаимодействует с медицинскими работниками (невролог, нейропсихолог и т.д.).
Сурдопедагог – это специалист, который оказывает необходимую коррекционную помощь детям, подросткам и взрослым, имеющим нарушения слуха, слабослышащим или глухим.
Основной задачей сурдопедагога является обучение детей и взрослых читать по губам, освоить язык жестов, сформировать необходимые навыки коммуникации с окружающими людьми (как слышащими, так и с нарушением слуха).
Тифлопедагог – это специалист, который осуществляет коррекционно-педагогическую работу со слабовидящими и слепыми детьми.
Тифлопедагог учит детей читать по книгам со шрифтом Брайля, с помощью различным практик самостоятельно ориентироваться в пространстве и бытовому самообслуживанию.
Олигофренопедагог – это специалист, который осуществляет коррекционную работу с детьми, подростками и взрослыми, имеющими задержку психического развития, а также различные формы умственной отсталости.
Причин, из-за которых может быть нарушен интеллект у человека, множество: генетические заболевания, травмы, тяжёлые инфекции. Конечно, исправить эти патологии олигофренопедагог не в силах, но он может дать возможность таким особенным людям приобщиться к окружающему миру и по возможности получить образование на основе специальных методик.