Сущность коррекционной педагогики
Коррекционная педагогика – это одна из отраслей общей педагогики, которая занимается исследованием особенностей и закономерностей воспитания и обучения детей с нарушениями развития.
Коррекционная педагогика включает в себя организованный коррекционно-педагогический процесс, профилактику, реабилитацию, абилитацию, социальную адаптацию и т.п. детей, которые имеют различные отклонения в развитии и нарушения в поведении.
Современная коррекционная педагогика состоит из нескольких предметных областей, которые сформировались в результате потребности организации специального коррекционного процесса, основанного именно на том виде нарушений и отклонений, которые имеются у ребенка. В начале ХХ века данные предметные области только начинали складываться, в настоящее время каждая из них представляет уже относительно самостоятельную и развитую дифференцированную сферу практического и научного педагогического знания.
Вне зависимости от отрасли, коррекционная педагогика направлена на решение следующих задач:
- Определение природы и сущности отклонений и нарушений, выявление основных причин их появления.
- Изучение истории становления и развития коррекционной педагогики.
- Выявление дальнейших тенденций развития теории и практики коррекционной педагогики.
- Разработка инновационных технологий, методов, средств и приемов коррекционной работы с детьми с отклонениями и нарушениями.
- Своевременное проведение диагностических метод, с целью выявления нарушений и отклонений на ранних этапах онтогенеза.
- Постановка четкой цели и задач деятельности специальных коррекционных образовательных учреждений.
- Создание необходимой учебной и методической базы для подготовки специалистов в области коррекционной педагогики.
Основные отрасли коррекционной педагогики
К основным отраслям коррекционной педагогики относятся следующие отрасли:
Сурдопедагогика – это одна из отраслей коррекционной педагогики, которая занимается изучением особенностей воспитания и обучения детей, имеющих различные нарушения слуха.
Как отрасль коррекционной педагогики, сурдопедагогика включает в себя не только теорию, но и практику воспитания и обучения детей с недостатками слуха на всех ступенях образования (дошкольное, школьное и т.д.).
Основной целью сурдопедагогики является не только усвоение детьми необходимых знаний и умений, но и получение специальных навыков, необходимых для успешной социализации в современном обществе. К специальным навыкам относят: умение читать по губам, общаться с помощью жестов и т.п.
Сурдопедагогика использует как традиционные методики обучения, так и частные – сурдотехнику.
Сурдотехника – это специально разработанный комплекс технических средств, используемых сурдопедагогами для компенсации и коррекции дефектов слуха.
Тифлопедагогика – это одна из отраслей коррекционной педагогики, которая занимается изучением проблем воспитания и обучения детей, имеющих нарушения зрения.
Одной из основных задач тифлопедагогики обучить детей чтению посредством использования специального рельефного письма. На основании полученных умений строится всё последующее обучение детей с нарушением зрения и слепых.
В том случае, если у ребенка частично сохранено зрение, то задача тифлопедагога работать по направлению сохранения остаточного зрения. Достигается это посредством использования специального оборудования и учебных материалов (книг с крупным шрифтом, специальная разлиновка тетрадей и т.д.).
Большое значение в качестве обучения и воспитания детей с нарушениями зрения имеет тифлотехника и тифлографика.
Тифлотехника – это одна из отраслей приборостроения, которая занимается конструированием и производством средств и приспособлений, необходимых для людей с нарушениями зрения.
Тифлографика – это отрасль, занимающаяся производством печатной продукции для людей с аномалиями зрения.
Тифлографика выпускает не только обучающую литературу, но и сборники литературных произведений для чтения. Литература печатается с использование специального шрифта (шрифт Брайля), либо большой шрифт для людей с частичной потерей зрения.
Олигофренопедагогика – это одна из отраслей коррекционной педагогики, которая занимается исследованием проблем воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также рассматривает вопросы их социализации в обществе и последующем трудоустройстве.
Олигофренопедагогика занимается проведением необходимых методических диагностик на определение умственной отсталости и степени ее тяжести, разработкой на основании полученных результатов программы воспитания и обучения.
Одним из основных направлений олигофренопедагогики является комплексное исследование умственно отсталых детей, которое направлено на сопоставление их развития и нормы.
Главная цель олигофренопедагогики – это установление наиболее оптимальных и эффективных педагогических методов и средств коррекции недостатков познавательной деятельности ребенка, его личностного развития, социализации в социуме и получение трудовых навыков.
Логопедия – это одна из отраслей коррекционной педагогики, которая занимается исследованием детей, имеющих нарушения речи при нормальном слухе, разработкой коррекционных программ для них, а также выработкой предложений по предупреждению нарушений в речи.
Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влиянию на психическое состояние и развитие. Нарушения речи затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики.
Серьезное внимание в логопедии уделяется борьбе с неуспеваемостью, обусловленной нарушениями речи, реактивным изменениям личности. Результаты исследований аномального развития речи способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи.