Понятие и сущность коррекционной педагогики
Коррекция – это определенная система мер, которые направлены на преодоление и ослабление различных недостатков в психическом и физиологическом развитии, а также отклонений в поведении человека.
Коррекционная педагогика – это один из разделов общей педагогики, который занимается изучением личности детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении, затрудняющими их нормальную социализацию, обучение и воспитание.
Исходя из определения, можно сказать, что областью исследования коррекционной педагогики являются не только дети с проблемами в развитии, но и дети, имеющие различные отклонения в поведении. Отклонения в поведении могут быть вызваны подростковым периодом, невоспитанность и делинквентностью. Задача коррекционной педагогики выявить истинные причины девиантного поведения, устранить их и осуществить эффективную коррекционную воспитательную работу.
В настоящее время, такие области коррекционной педагогики как воспитание и обучение постоянно совершенствуются и развиваются. Это связано с тем, что условия жизни людей претерпевают изменения, что соответственно отражается и на требованиях, предъявляемых к подрастающему поколению. Иногда даже ребенку с нормой развития сложно усвоить весь объем школьной программы, освоить необходимые умения и навыки по социализации в современном обществе. Для ребенка с отклонениями это становится и вовсе недостижимым. Именно поэтому коррекционная педагогика находится в постоянном поиске инновационных методов и средств развития, воспитания и обучения детей с аномалиями развития и отклонениями в поведении.
Своевременная и правильно организованная коррекционная работа имеет положительные результаты. Однако важно чтобы не только педагог, но и сам ребенок был заинтересован в коррекционной деятельности. Для этого необходимо учитывать его возраст, физиологические и психологические возможности, ограничение по здоровью. Учет данных факторов поможет педагогу наполнить коррекционно-педагогический процесс таким содержанием, которое будет доступно, понятно и интересно ребенку.
Таким образом, коррекционная педагогика – это, в первую очередь, педагогика, которая основана на доброте и заботе, эмоциональном принятии особенного ребенка и ребенка, имеющего отклонения в поведении.
Предмет и объект коррекционной педагогики
Предметом коррекционной педагогики является воспитание и обучение детей с нарушениями развития и отклонениями в поведении.
Предмет коррекционной педагогики охватывает не только специально организованный процесс воспитания и обучения аномальных детей, но захватывает причины возникновения данных аномалий. Только зная истинные причины нарушений и отклонений в развитии и поведении ребенка, можно организовать действительно эффективный и успешный коррекционно-педагогический процесс.
В настоящее время число детей с нарушениями и отклонениями растет, особенно это касается детей, которые приобретают отклонения в процессе жизнедеятельности. Соответственно предмет коррекционной педагогики расширяет свои границы. На основании чего объектами коррекционной педагогики являются:
- Дети, которые имеют определенный дефект в развитии, а также дети, которые перенесли в раннем детстве депривацию и из-за этого испытывающие школьную дезадаптацию.
- Дети, которые проявляют разные виды девиаций в поведении.
Таким образом, в целом, объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, который имеет различного рода отклонения в психическом или физическом развитии, а также отклонения в поведении, что затрудняет его социальную и школьную адаптацию.
Если рассматривать объект коррекционной педагогики с точки зрения точных наук, то ее объектом являются дети, имеющие четыре «Д»:
- Дефекты, которые могут быть выражены ярко или не очень.
- Депривацию, которую дети перенесли в раннем детстве.
- Дезадаптацию к школе и окружающему социуму.
- Девиацию поведения.
Все указанные элементы связаны между собой следующим образом: дефекты могут быть получены ребенком в следствие депривации, которую он перенес в раннем возрасте, на фоне чего у него развивается дезадаптация, проявляющаяся в виде девиации поведения.
Задачи коррекционной педагогики
Современная ситуация в области коррекционной педагогики, требует от нее решения достаточно широкого круга задач:
- Своевременное определение природы и сущности нарушений в развитии и отклонений в поведении детей, выявление причин и условий их возникновения.
- Изучение истории становления и последующего развития коррекционной педагогики.
- Выявление актуальных направлений и тенденций в предупреждении возникновения нарушений и отклонений, причин их возникновения и этиологии развития.
- Разработка технологий, методов, средств, приемов и форм педагогического коррекционного воздействия на особенного ребенка. Кроме того осуществление адаптации и актуализации имеющихся технологий и методов.
- Проведение необходимых диагностических методик исследования детей, которые обучаются в условиях массовой общеобразовательной школы, с целью выявления детей с нарушениями и отклонениями.
- Постановка точной цели и задач коррекционной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях, специализированных образовательных учреждениях, центрах социальной защиты и реабилитации.
- Создание необходимой методической и учебной базы по подготовке педагогов в сфере коррекционной педагогике.
Педагогическое воздействие на личность аномального ребенка в целом не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельных недостатков. Вся специальная педагогика имеет коррекционную направленность. Ряд задач коррекционной педагогики имеет общий характер и относится ко всем видам нарушения развития и поведения.