Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС
Конспект занятия в ДОУ – это подробное и полное изложение хода занятия, в котором отражена совместная деятельность с воспитанниками.
В конспекте должны быть отражены современные тенденции развития детей дошкольного возраста, а также он должен быть методически грамотным.
Конспект включает следующие структурные элементы:
- заголовок – в нем обязательно должно быть прописано название НОД, может быть обозначено направление деятельности (например, познавательное развитие), возраст детей (старшая группа);
- приоритетная образовательная область в процессе НОД и интеграция с другими образовательными областями, а также интеграция видов деятельности детей;
- формы организации коллективной деятельности – работа в подгруппах, парами, совместная деятельность педагога и воспитанников, а также самостоятельная деятельность детей, если она предполагается работой;
- материал и оборудование;
- предварительная работа;
- планируемые результаты деятельности;
- задачи – должны быть конкретными, решаемыми к концу этого типа образовательной деятельности (20 минут в старшей группе), то есть, если педагогом прописана задача в конспекте НОД, то и решена она должна быть в процессе НОД. Поэтому конспект не должен содержать 10-15 задач, так как они не могут быть решены в рамках одного занятия. Следует ограничится не более, чем пятью задачами. Все задачи могут быть разделены на три группы: развивающие, воспитательные и обучающие;
- ход непосредственно образовательной деятельности в свою очередь состоит из нескольких частей:
- вводная часть, или этап мотивации – педагогу необходимо мотивировать детей на включение в познавательную или игровую деятельность с использованием проблемной или игровой ситуации. В конспекте должна быть прописана эта ситуация;
- основная часть – содержательный или деятельностный этап – в конспекте должны быть прописаны образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и пр. В процессе протекания данных ситуаций и игр детям дают ряд новых знаний, закрепляют уже полученные, решают проблемные вопросы;
- заключительная часть – этап рефлексии – в конспекте необходимо прописывать вопросы педагога, посредством которых он будет фиксировать у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогать детям в процессе анализа собственной и коллективной деятельности в процессе НОД.
Оформление написания конспекта НОД в ДОУ
В процессе написания конспекта педагог должен:
- сформулировать цели и задачи НОД и отдельных ее этапов;
- раскрыть структуру и предметное содержание НОД;
- демонстрировать владение методами и приемами мотивации учебно-воспитательной деятельности, организации учебной деятельности учащихся;
- проиллюстрировать на примерах учет индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных групповых характеристик, в которых будет проводиться НОД.
В конспекте должны быть отражены следующие основные этапы НОД:
- тема;
- организационный момент;
- формулирование цели и задач;
- повторение пройденного материала;
- объяснение новой темы;
- закрепление пройденного;
- итоги.
Структура написания конспекта НОД, соответствующего требованиям ФГОС ДО
Титульный лист должен содержать название ДОО, вид НОД, тему, возраст детей, ФИО педагога, должность, номер группы, название и номер ДОУ, а также населенный пункт и год составления конспекта.
На втором листе располагают следующие пункты:
- Тип НОД, то есть на что направлено занятие – сообщение новых знаний, на закрепление полученных знаний, умений и навыков, на обобщение и систематизацию информации, итоговое занятие, учетно-проверочное, комбинированное, то есть смешанное и объединенное, комплексное или интегрированное.
- Вид НОД – тематическая, комплексная, комбинированная, интегрированная, доминантная и пр.
- Тема НОД;
- Возрастная группа детей;
Программное содержание:
- обучающая задача – чему предполагает учить детей на данной ступени;
- развивающая задача – что необходимо закрепить, уточнить, не забывать о развитии психических функций и разных свойств;
- воспитывающая задача – какие умственные, эстетические и морально-волевые качества должны быть сформированы на данном занятии.
1 Словарная работа. В конспекте должны быть перечислены слова, которые должны быть введены в активный и пассивный словарь детей. Нельзя забывать, что слова из пассивного словаря детей переходят в активный только спустя 2-3 занятия. На занятиях, посвященных развитию речи, обязательно должны быть прописаны задачи по грамматическому строю речи, звуковой культуры речи, связной речи и пр. 1. Оборудование; 1. Демонстрационный материал; 1. Раздаточные материалы; 1. Предшествующая работа воспитателя; 1. Индивидуальная работа: какая предварительная работа и с кем из детей, в какой части занятия должна быть проведена. Желательно включить эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которой планируется ее проведение.
Структура и методические приемы НОД:
Вводная часть – около 3 минут:
- прочтение стихотворения;
- наблюдение;
- словесные дидактические игры и пр.
Основная часть – около 15 минут:
- беседа о явлениях погоды;
- рассматривание календаря погоды;
- составление рассказов о погоде;
- поговорки о погоде, которые называют дети;
- проведение дидактической игры и пр.
Заключительная часть – около 2 минут:
- прочтение рассказа;
- обобщение воспитателя;
- анализ проведенного занятия.
Ход занятия пишут в прямой речи. Обязательно должны быть прописаны все слова, которые будет говорить воспитатель, ответы детей, которые он предполагает услышать, обобщения со стороны воспитателя.
Если в ходе занятия, воспитатель должен будет выполнить какие-либо действия, это также должно быть отражено в конспекте.