Технология – это учебная дисциплина, ориентированная на преподавание основ выполнения различных видов трудовой деятельности, приобщение учащихся к труду, разным его формам, ознакомление с их особенностями.
Уроки технологии проектируются и реализуются на основании составления плана, в котором отражаются цели и задачи изучения определенной темы урока, основные этапы проведения занятия и прогнозируемые итоги его реализации.
Основы составления конспекта уроков технологии
Современное образование опирается на новые целевые ориентиры развития. Это обусловлено тенденциями развития общества и его требованиями.
В настоящее время изменились требования к содержанию учебного занятия и его структуре.
Современный урок технологии строится таким образом, чтобы дать учащимся представление о трудовой деятельности и развить практические навыки выполнения различных трудовых операций.
В основе планирования уроков технологии закладываются следующие аспекты:
- Ориентация на творческое развитие учащихся и развитие у них потребности в самореализации в различных видах трудовой деятельности;
- Вариативность трудовых операций, ориентированных на последовательное формирование эмоционально-ценностного отношения учащегося к созиданию;
- Заложение основ нравственности и выработка нравственных ориентиров учащихся в ходе трудовой созидательной деятельности;
- Интеграция предметной и умственной работы на уроках. Это помогает учащимся в усвоении информации и ее использовании в практической деятельности;
- Место конкретной темы урока технологии в общем познании, в решении творческих задач, в развивающей ориентации обучения;
- Опора на развитие интереса к выполнению трудовой деятельности: ее различных видов;
- Формирование навыков самостоятельной трудовой деятельности, решения различных трудовых задач как прогнозируемые итоги проведения урока технологии;
- Техническое обеспечение учебного заведения, необходимым оборудованием и материалами для реализации урока;
- Описание технических аспектов деятельности в плане;
- Описание алгоритма изготовления конкретного изделия, выполнения конкретной трудовой операции. Данный алгоритм должен быть проверенным на практике (желательно самим педагогом).
Конспект урока технологии отражает объект трудовой деятельности, выполнение учащимися различных трудовых операций, разнообразной практической работы. В нем отражается наличие технических средств, оборудования, применяемого в обучении, необходимость предварительной, домашней подготовки учащихся к уроку, а также разработка раздаточного материала.
Конспект урока должен отражать связь данного урока с другими, а также опираться на методические рекомендации по планированию уроков технологии, предусмотренные ФГОС.
Алгоритм написания конспекта урока по технологии
Написание конспекта современных уроков технологии реализуется в следующей последовательности действий:
- Дидактическое обоснование урока. Урок технологии должен быть ориентирован на достижение определенных образовательных целей. Кроме того, реализация урока должна опираться на дидактические принципы и методы его проведения.
- Выбор вариантов конструирования образовательных целей урока. Уроки технологии могут быть ориентированы на развитие каких-то умений учащихся, усвоение терминологии технического, производственного характера, запоминанию теоретической информации по трудовым, техническим, производственным процессам, формированию представлений о каких-то технологиях, процессах, объектах, выявлению каких-то причин или последствий деятельности и др.
- Выбор вариантов построения развивающих целей урока. Они отражают направленность урока технологии на развитие учащихся в конкретной области, сфере, направлении деятельности.
- Выбор варианта конструирования воспитательных целей. Здесь отражаются цели урока, носящие воспитательный характер. Они могут быть связаны с обобщением знаний в трудовой области деятельности, развитием потребности в выполнении трудовых операций, формированием основ самореализации в трудовой сфере, воспитанием уважительного отношения к трудовой деятельности.
- Выбор методического обеспечения учебного занятия. Урок технологии должен быть реализован в специальном помещении, ориентированном на выполнения конкретных трудовых операций. Необходимо опираться на то оборудование, которое имеется и рассматривать возможности его применения для достижения целей урока. Методическое обеспечение составляют разнообразные инструменты, методическая литература, техническая документация, рабочие тетради, разнородные материалы, образцы изделий и т.д.
- Проектирование этапов реализации урока технологии. Как правило, в конспекте указывается три основных этапа урока: организационный, основной и заключительный. Основной этап может быть разделен на несколько частей, в зависимости от темы урока и конкретного вида деятельности, использования педагогом физкультминуток, разделение теоретических и практических заданий, организации самостоятельной работы. В организационной части урока проводится подготовка к трудовой деятельности: знакомство с темой, подготовка рабочего места, ознакомление с техникой безопасности и инструкциями по выполнению конкретной трудовой операции. На заключительном этапе планируется подведение итогов деятельности и приведение рабочего места в первоначальный вид.
- Ожидаемые итоги реализации урока. Урок технологии ориентирован на решение разнообразных трудовых и воспитательных задач. В зависимости от темы урока и его направленности ожидаются конкретные результаты, связанные с формированием теоретических знаний в области трудовой, производственной деятельности, техники и технологии, инструментов, оборудования и т.д., а также с формированием практических навыков выполнения какого-то вида труда, уважительного отношения к конкретному виду труда, к труду вообще, развитием потребность в трудовой деятельности.