Сущность и педагогическое значение конкретно-научной методологии
Конкретно-научная методология – это комплекс принципов, методов, форм организации научного исследования, а также специфических процедур, используемых в различных предметных областях науки.
Методология каждой научной дисциплины характеризуется специфическими чертами и требованиями, предъявляемыми к ее реализации. Они обусловлены особенностью данного научного направления. Средства, применяемые в том или ином научном познании, должны получить соответствующую предметную интерпретацию и методологическую обработку.
Методология педагогического научного знания базируется на проблемах и особенностях развития данного направления, и применяется только в этой научной отрасли.
Научная методология проявляет себя через применение разнообразных подходов и опирается на конкретные методологические принципы. Такая организация положительно сказывается на определении реальных причин и составлении стратегии развития того или иного процесса, объекта или явления педагогики. Кроме того, упрощается поиск путей и вариантов разрешения, выдвинутых проблем.
Стоит отметить, что наличие конкретно-научной методологии положительно сказывается на сопоставлении всех проблем, существующих в образовательной области, выделении наиболее значимых из них и позволяет провести их комплексный и целенаправленный анализ, а также составить их иерархическую структуру.
Подходы методологии открывают возможности составления качественного и эффективного прогноза вероятности освоения того или иного знания и навыка и отойти от существующих и, ранее применяемых, педагогических парадигм.
Данный уровень методологии можно применять только к узкому кругу объектов и познавательных ситуаций, которые обладают отличительными особенностями в данной области знания.
Конкретно-научная методология позволяет распространить конкретные положения, теории, положения, концепции на частные области познания. Это позволяет адекватно и верно оценить насколько реальны те или иные выводы относительно человеческого развития, и сколь полноценно и реально они переданы в культуре.
Методологическое исследование строится таким образом, чтобы имелась возможность его последующего повторения. Для этого знания более низких уровней проходят переоценку, чтобы наделить их философско-мировоззренческой характеристикой.
Основные подходы конкретно-научной методологии педагогики
Конкретно-научная методология педагогики в области ее практической реализации раскрывается посредством следующих основных подходов:
Целостный подход. Его сущность состоит в том, что развитие личности представляет собой целостный процесс. Невозможно представить ее формирование по отдельным частям. При этом целостное развитие каждого объекта, процесса или явления педагогики не состоит из совокупности свойств и параметров компонентов, входящих в его состав. Характеристики целостного процесса могут принципиально отличаться от свойств его составных компонентов. Они формируются только за счет их сложного взаимодействия между собой. Целостная же система, также, оказывает влияние на развитие каждого составного элемента, преобразует их, исходя из своего функционального значения и природного происхождения. Если, наблюдается изменение какого-то одного компонента системы, то происходят изменения всей ее целостной структуры. Педагогический процесс в данном случае базируется на том, что его организация ориентируется на целостные свойства личности, определяющие ее функциональное и внутреннее устройство. Данный подход предполагает ориентацию исследования на тех процессах, которые являются ведущими и второстепенные, переменными и постоянными. Рассматривается влияние отдельных компонентов, факторов на развитие личности, как целостного системного процесса.
Личностный подход. Он взаимосвязан с целостным подходом и рассматривает общественную, деятельностную и творческую сущность личности. Педагогический процесс при своем построении ориентируется непосредственно на личность, рассматриваемую в качестве его субъекта, целевого назначения, итоговых показателей и главного показателя его результативности. Уникальность личности, ее специфические качества занимает приоритетное место в учебно-воспитательном процессе.
Деятельностный подход. Его применение основывается на том, что основным критерием и двигателем личностного развития и прогресса является деятельность. Она связана с изменением процессов окружающего мира, его преобразованием. Формой реализации деятельности является труд. Выполняя трудовую деятельность, развивая уважение к ней, стремление ею заниматься, личность развивает себя, преобразует, совершенствует и проявляет в определенных областях жизнедеятельности. При этом, важное значение отводится предметной деятельности, которая ориентируется на творческое созидание материальных и духовных продуктов.
Диалогический подход. Он ориентируется на тот факт, что сущность человека является более обширным и богатым по своему составу явлением, нежели его деятельность. Сущность не может быть ограничена только рамками личностной деятельности. поэтому, в подходе уделяется внимание отношениям между субъектами учебно-воспитательной деятельности, от которых зависит духовно-нравственное развитие личности. Таким образом формируется гуманистическая направленность личности. Если взять взаимодействие деятельностного, личностного и диалогического подхода, то формируется сущность методологии гуманистической педагогики.
Культурологический подход. Его применение в качестве конкретно-научной методологии педагогики базируется на трех компонентах:
- Ценностный аспект – все виды человеческой деятельности характеризуются целевым назначением, обладают определенным содержанием, имеют свои критерии и нормы оценивания. Педагогика ориентируется на исследование и развитие ценностных ориентаций личности;
- Технологический аспект – рассматривает культуру, как особое направление человеческой деятельности. культура характеризует деятельность, определяет ее направленность и ценностное значение;
- Творческий аспект – отражает взаимосвязь культуры и отдельной личности. Личность рассматривается, как носитель культуры.
Подходы конкретно-научной методологии педагогики являются ее методологическими принципами организации.