Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Компьютерная зависимость у детей и подростков, ее воздействие на социальное становление личности

Компьютерная зависимость: факторы и последствия её развития

Определение 1

Компьютерная зависимость – это форма отклоняющегося поведения, связанная с утратой личностью связи с реальным миром из-за погружения в виртуальное игровое пространство.

Данный вид зависимости оказывает пагубное воздействие на развитие личности. Ребенок или подросток становится заложником виртуального игрового пространства или Интернет-сети и теряется в нем. Он не желает больше взаимодействовать с реальным миром и теряет навыки адекватного сотрудничества с ним.

Компьютерная зависимость сводится к тому, что у человека вырабатывается привычка взаимодействия с компьютером. Первоначально, оно может носить периодический характер. Например, ребенок стабильно играет в компьютер после школы. Затем, привычка укрепляется, и связь с ПК и Интернет-пространством углубляется. Привычка приобретает устойчивый характер. Искоренить ее становится проблематично.

Сущность компьютерной зависимости сводится к психологическому фактору: задействуются рецепторы головного мозга, которые отвечают за расслабление и удовольствие. Поэтому, данный вид зависимости находится на одной ступени с наркоманией и алкоголизмом, а значит, компьютерная зависимость является не менее опасной для отдельной личности, ее здоровья и развития и общества в целом.

Компьютерная зависимость может носить чисто игровой характер, т.е. ребенок не может прожить без компьютерной игры, а может иметь замену социального общения в реальном мире на общение в виртуальном пространстве – социальных сетях. С одной стороны, это вроде бы и неплохо: ребенок общается с другими людьми, обменивается информацией, опытом, познает мир. Однако, это искажает его восприятие реального мира, в котором он оказывается неспособным строить любые социальные контакты и связи. Отныне, он может общаться только на форумах и чатах, выражать свои мысли в переписке, с помощью жаргонной сетевой лексики.

В настоящее время, наблюдается еще и беспорядочное блуждание по интернет-пространству: сайтам, ссылкам. По сути, человек бесцельно «бродит» по сети и читает разную информацию, которая не всегда является достоверной и соответствующей возрастному развитию ребенка.

«Компьютерная зависимость у детей и подростков, ее воздействие на социальное становление личности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основными последствиями развития компьютерной зависимости являются:

  1. Искажение реального восприятия мира.
  2. Нарушение временного и пространственного восприятия.
  3. Неспособность творчески мыслить.
  4. Отсутствие самоконтроля и саморегуляции своих действий и поступков.
  5. Снижение уровня работоспособности.
  6. Снижение уровня познавательной активности.
  7. Нарушение естественных биоритмов.
  8. Возникновение эмоциональных сбоев.
  9. Искажение мировоззрения.
  10. Неадекватное восприятие человеческих ценностей и моральных норм поведения.
  11. Неадекватное восприятия собственного «Я» и его места в социальной сфере.

Чем опасна компьютерная зависимость? Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Чем опасна компьютерная зависимость? Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воздействие компьютерной зависимости на личностное развитие учащегося

Компьютерная зависимость является опасным социальным явлением. Она негативно сказывается на личности взрослого человека, но особенно сильно она влияет на становление личности ребенка и подростка.

Дети и подростки являются развивающимися личностями. У них формируются собственные ценностные ориентации и установки, осознанное отношение к себе и окружающему миру. Поэтому, любые нарушения в формировании социальной ориентации ребенка или подростка грозят возникновению серьезных нарушений в социальном развитии личности. Формирование социальных установок при компьютерной зависимости носит искаженный характер. Поэтому, требуется тщательно следить за временем, которое учащиеся проводят за ПК и их компьютерными пристрастиями.

Компьютерная зависимость оказывает отрицательное воздействие на социальное развитие личности, которое проявляется в следующем:

  1. Несформированность важных социальных свойств личности: дружелюбие, милосердие, сострадание, открытость общению, доверие.
  2. Развитие социальной дезадаптации личности. Социальные связи личности постепенно деградируют, что приводит к их полной утрате, если компьютерной зависимость имеет тяжелую форму развития.
  3. Развитие хронической усталости. Она обусловлена сбоями биоритмов и искаженным восприятием времени, пространства, окружающего мира. Адреналин и эйфория, возникающая при погружении в игровое пространство и социальные сети, оказывает негативное влияние на работоспособность организма, повышает нервозность личности и приводит к сильному переутомлению.
  4. Возникновение сбоев в поведенческих реакциях. Общее переутомление организма приводит к нарушению работы многих психических процессов. В результате, возникает проблема адекватного поведения и реагирования на внешние раздражители.
  5. Развитие апатии. Ребенок теряет интерес ко всему социальному пространству и процессам, происходящим в нем. Ему неинтересно общаться и взаимодействовать с людьми. Он не стремится к развитию коммуникативных навыков, а напротив, избегает любых контактов.

Влияние компьютерных игр на психику. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Влияние компьютерных игр на психику. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Профилактика компьютерной зависимости

Чтобы снизить риски развития компьютерной зависимости у детей и подростков, родителям требуется соблюдать ряд правил по профилактике зависимости. К ним относятся:

  1. Соблюдение режима пользования ребенком ПК. Важно, установить правила пользования компьютером и временной период. Нарушение режима недопустимо.
  2. Демонстрация личного примера. Если ребенок видит, что ему не разрешается сидеть за ПК целый день, но, при этом, родители проводят за компьютером много времени, то восприятие адекватности запретов искажается. Родители должны демонстрировать ребенку личный пример нахождения за ПК определенное, непродолжительное время.
  3. Предложение иных вариантов проведения досуга, а также организация занятости. Ребенок должен иметь определенный круг обязанностей по дому, которые требуют регулярного выполнения.
  4. Контроль содержания деятельности ребенка за ПК. Для этого можно использовать современные программные средства контроля: пароли, блокировку определенных сайтов и т.д.
  5. Проведение времени с ребенком. Чтобы ребенок чувствовал себя важным и нужным, не стремился уйти от реальности, необходимо уделять ему время, находить его, даже при 100 % - ой занятости.
  6. Расположение ПК не в детской комнате.
  7. Проведение психологических консультаций. Если родители подозревают, что с ребенком твориться что-то неладное, то лучше обратиться к специалисту, который поможет в выявлении признаков зависимости и их причин.
Дата последнего обновления статьи: 12.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot