Использование комплексного подхода в работе с детьми с ОНР
Комплексный подход в обучении и воспитании основан на одном из ведущих педагогических принципов – принципе комплексного обучения. Он заключается в том, что процесс обучения и воспитания должен быть организован таким образом, чтобы с ориентировать его на комплексное, полноценное решение основных целей и задач образования, всестороннее гармоничное развитие личности.
Комплексный подход ориентируется на полноценное формирование личности т.е. развитие ее основных свойств, социализацию, раскрытие творческого потенциала и стремление к саморазвитию. Такое обучение и воспитание строится на основе единой направленности учебно-воспитательной работы, целостности, системности, последовательности и непрерывности учебно-воспитательного процесса.
Дошкольный возраст является тем периодом в развитии ребенка, который особенно остро нуждается в использовании комплексного подхода в обучении. До поступления в школу у ребенка происходят процессы активного развития всех сторон его личности, развиваются физические и психические качества. В это время закладываются основы общего развития ребенка, которые выступают фундаментом дальнейшего развития ребенка, освоения им разнообразных навыков и умений, разнообразных видов деятельности.
Что касается ребенка, имеющего речевые отклонения в развитии (например, общее недоразвитие речи - ОНР), то его воспитание требует особого подхода, что обусловлено спецификой его развития, возможностями восприятия данных и осмысления информации.
Любого аномального ребенка необходимо, прежде всего, комплексно исследовать т.е. рассматривать его:
- социальное развитие;
- психические свойства;
- возрастную динамику развития;
- возможности овладения культурными средствами деятельности.
Комплексный подход в воспитании ребенка с ОНР, ориентирован на развитие у него высших психических функций, способствующих предотвращению развития вторичных отклонений и разнородных дефектов. Вторичные дефекты могут и не развиться, если воспитание будет производиться комплексно, ориентируясь на их профилактику, коррекцию, полноценное устранение и гармоничное развитие личности ребенка.
Комплексный подход коррекционного воспитания детей с ОНР, направленный на их развитие и подготовку к школе, реализуется в трех плоскостях:
- Диагностико-консультативные мероприятия. Они предполагают проведение мероприятий, ориентированных на выявление дефектов, степени их тяжести. Также, предполагается проведение бесед с детьми и родителями по поводу, имеющегося недоразвития их ребенка, даются консультации по вопросам воспитания и обучения, жизнедеятельности ребенка с ОНР.
- Коррекционно-развивающее обучение. Такое обучение имеет дифференцированный характер и базируется на по стадийном преодолении отклонений в речевом развитии ребенка. Комплексный подход в обучении детей, их подготовке к школе должен проходить во взаимосвязи с воспитанием и развитием ребенка, проведением коррекционных мероприятий. Такое обучение проходит по специальным коррекционным программам.
- Лечебно-профилактические мероприятия. Они предполагают применение в обучении лечебных процедур, при их необходимости, профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития вторичных отклонений совместно с реализацией программ коррекционного обучения.
Успешность развития ребенка с ОНР, его социальное становление и подготовка к школе возможна на основе применения комплексного подхода, включающего6 коррекционно-педагогическую работу, использование общедидактических программ обучения, опору на специфические принципы педагогической деятельности, связанные с коррекционным обучением и воспитанием.
Подготовка детей с ОНР к школе является важной педагогической проблемой. Дети с ОНР составляют группу риска. Это обусловлено их речевыми нарушениями и, вызванными ими сложностями с визуальным и слуховым восприятием информации, нарушениями поведенческих реакций, сбоями в работе внимания и памяти, неспособности к самоконтролю и произвольным видам деятельности.
Речевые нарушения являются следствием сбоев в функционировании мозговых процессов. Соответственно, у детей с ОНР наблюдается отставание темпов развития мозговых процессов и проявление мозговых дисфункций разного рода.
Направления подготовительной работы с дошкольниками с ОНР
Комплексный подход по подготовке детей с ОНР к школе реализуется на основе совместной работы специалистов: педагогов, логопедов, психологов, которые реализуют мероприятия по коррекции звукового произношения детей, формирования лексики, грамматических навыков и развитие связной речи, развитие навыков чтения и письма, а также активизацию работы мозговых процессов, мыслительных операций, когнитивных процессов и формирование активной деятельности произвольного характера.
К основным направления комплексной работы по подготовке детей с ОНР к школе относятся следующие:
- Специальная подготовка детей к школе. Она основывается на применении программ коррекционно-развивающего обучения, включающих определение знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дети, чтобы быть способными к усвоению программ начального школьного обучения. Также, сюда входит логопедическая коррекция, ориентированная на устранение, имеющихся речевых дефектов, профилактику развития дисграфии и дислексии.
- Психологическая работа. Она ориентирована на работу с психическими направлениями деятельности ребенка, его процессами, их развитием, а также на применение коррекционных мероприятий и лечебных процедур. Психические процессы необходимо привести в норму, поскольку они составляют фундамент развития устной речи и имеют серьезное влияние на развитие письменной речи.
- Нейропсихологическая работа. Она основывается на стимуляции работы сенсомоторных функций организма, становлении и развитии функциональных систем организма.