Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Комплексная программа «Развитие»

Определение 1

Комплексная программа «Развитие» (далее Программа) – это программа, которая была разработана в 1994 году коллективом сотрудников Учебного центра Л. Венгера.

Авторами Программы являются Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцов и другие. Основой Программы, по утверждению авторов, являются два теоретических положения.

Теоретическая основа Программы

Основа Программы представлена двумя теоретическими положениями.

Первое теоретическое положение Программы – это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного детства.

В соответствии с данной теорией, дошкольный возраст является благоприятным периодом для полноценного и всестороннего развития ребенка. В связи с чем, современная педагогика должна осуществить переход от утилитарного понимания и отношения к дошкольному детству, к его гуманистическому пониманию и восприятию.

Самоценность дошкольного детства подразумевает отсутствие какого-либо насилия по отношению к ребенку, навязывание ему чуждых идей, мнений, интересов и склонностей; помещение его в какие-либо рамки и шаблоны. Задачей педагога и родителя является учет потребностей и возможностей ребенка.

Дошкольное детство только тогда будет полноценным, когда окружающие ребенка взрослые (родители и педагоги) создадут такие условия, при которых ребенок будет чувствовать себя не только опекаемым, но и «созидателем», который открывает для самого себя что-то новое, тем самым постепенно приобщается к миру взрослых.

Таким образом, в соответствии с данной теорией основным путем полноценного развития ребенка дошкольного возраста является амплификация его развития, то есть постоянно обогащение и наполнение наиболее значимыми для ребенка способами и формами деятельности.

Второе теоретическое положение Программы представлено концепцией развития способностей ребенка, как универсальных действий, необходимых для продуктивного существования в рамках современного общества, решения разнообразных практических и жизненных проблем. Автором концепции является Л.А. Венгер.

«Комплексная программа «Развитие»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В основе данной теории заложено построение и последующее использование образов, каждый из которых соответствует фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их взаимоотношению друг с другом. Данные образы, в процессе восприятия, соответствуют общепринятым образам внешних свойств, таких как цвет, размер, форма, величина и т.д. В процессе наглядно-образного воображения и мышления данные образы будут соответствовать разным видам наглядностей (схемы, макеты, чертежи, планы, графики и т.д.).

Модель воспитания в соответствии с Программой

Основной моделью воспитания детей дошкольного возраста, в соответствии с Программой является личностно-ориентированная модель.

Определение 2

Личностно-ориентированная модель воспитания направлена на установление между воспитателем и воспитанниками взаимоотношений, основанных на сотрудничестве и партнерстве.

Цель Программы – развитие у детей дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) умственных и художественных способностей.

Программа «Развитие» является комплексной программой, которая включает в себя все основные направления художественного и познавательного развития детей дошкольного возраста.

Структура Программы представлены следующими размерами:

  • Ознакомление с художественной литературой и развитие речи
  • Сенсорное воспитание
  • Развитие элементарных математических представлений (РЭМП)
  • Конструирование
  • Подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте
  • Ознакомление с пространственными отношениями
  • Развитие игровой деятельности
  • Изобразительная деятельность

Дополнительными разделами Программы являются:

  • Художественное конструирование
  • Режиссерская игра
  • Выразительное движение

По дополнительным разделам занятия проводятся воспитателем в зависимости от желания и потребностей детей и самого воспитателя.

Содержание Программы по возрастам

Комплексная программа «Развитие» была разработана для четырех возрастных групп:

  • Младшая группа
  • Средняя группа
  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Содержание Программы для младшей группы предполагает организацию занятий с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и потребностями. В соответствии с этим основными видами деятельность являются: игра, конструирование, рисование. Воспитатель группы, осуществляя работу с детьми читает им стихи и сказки, обсуждает прочитанное, в форме беседы. Большое внимание уделяется проведению занятий, направленных на развитие сенсорики. С этой целью проводят разнообразные дидактические игры, в процессе которых ребенок овладевает свойствами окружающих предметов (форма, цвет, размер, величина и т.д.).

В средней группе ДОУ, в соответствии с Программой, дети продолжают заниматься рисованием и конструированием, а также чтением художественной литературы. Однако, воспитательно-образовательные задачи, стоящие перед воспитателем, значительно усложняются. Среди новых занятий, которые появляются в средней группе, - математика, ориентировка в пространстве, занятия по природе. Очень важным является занятие по ориентировке в пространстве, поэтому его в средней группе проводят два раза в неделю. Основной формой занятий являются интенсивные игры.

В соответствии с Программой в старшей и подготовительной группах продолжаются такие занятия, как рисование, конструирование, природа, ориентировка в пространстве, знакомство с произведениями художественной литературы, математика. Среди новых, появляются такие занятия как логика и грамота. Занятия по математике и грамоте направлены на получение элементарных знаний по чтению и счету. На занятиях детей учат не только считать и читать, но и сравнивать числа между собой, осуществлять не сложный звуковой анализ слов и т.д. Одно из важнейших мест в процессе обучении занимает знакомство с логическими отношениями, которое осуществляется с помощью специальных средств и приемов. Дети посредством специальных картинок, рисунков и схем узнают о простейших логических операциях.

Замечание 1

В работе по Программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре. К Программе разработан целый ряд психолого-педагогических и методических пособий.

Дата последнего обновления статьи: 26.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot