Понятие компетенции и ее структурные элементы
Компетенция выражает перечень вопросов и проблем, в области разрешения которых человек обладает достаточными знаниями и навыками, позволяющими ему качественно, быстро и эффективно разрешить их.
Компетенция отражает возможности личности к эффективной организации использования внутренних и внешних источников, необходимых для рациональной целевой постановки и выборе способов ее достижения. При этом, к внутренним источникам относятся теоретические знания, практические навыки в той или иной области деятельности, над предметные способности, приемы организации работы, ценностные ориентиры личности, специфические свойства психологического развития, наличие определенных талантов.
Компетенции личности характеризуют наличие у нее определенных качеств, которые бывают получены ею, посредством приобретения определенного опыта в различных сферах жизнедеятельности, пережитых событиях, ситуациях, сформировавшихся в процессе самопознания, самоанализа, самооценки.
По своему структурному строению, понятие компетенция является системным процессом, состоящим из тесно взаимосвязанных и взаимодействующих процессов и явлений. В ее состав входят:
- Знания – совокупность сведений, информационных данных, применяемых в определенном направлении работы, решении конкретных задач. Знания выступают характеристикой интеллектуальной связи, в которой производится определенная работа;
- Навыки – наличие осведомленности, ознакомленности с определенными действиями, средствами и методами и способности их практического применения для выполнения конкретной задачи. Навыки могут проявляться в наличии конкретных физических умений, силы, сноровки, интеллектуальных возможностей. Все зависит от сферы деятельности. каждый навык характеризуется конкретностью т.е. отражает определенные умения и возможности их применения;
- Способность – врожденные таланты, задатки к выполнению определенного вида деятельности, разрешения конкретной задачи. Способность является отражением одаренности личности, ее особых умений и талантов;
- Стереотипы – формы осуществления конкретного вида действий, направленных на разрешение той или иной задачи. Выполняя те или иные действия, личность ориентируется на наличие реакций, которые были переданы ей по наследству, либо получены опытным путем. Реагируя на различные ситуации или внешние раздражители, посредством выбора определенной направленности действий, выработки линии поведения, личность проявляет свои ценностные установки, этические нормы, взгляды и убеждения. Проявление определенной линии поведения, склонности к действиям, организация коллективной деятельности свидетельствует о поведении, соответствующем требованиям организации. Такое поведение можно наблюдать и оценивать;
- Усилия – применение физических, умственных и иных ресурсов в конкретном направлении деятельности, их осмысленный выбор и осознанное приложение. Усилия составляют ядро рабочей этики. Приложение усилий всегда должно быть максимальным, независимо, от объема знаний, навыков, способностей. При этом, наличие у человека определенных талантов считается бесполезным, если он не прилагает достаточно усилий для их практического использования и принесения определенной пользы.
Компетенции в образовательной сфере являются моделью будущего учащегося, направлением и ориентиром его развития. Компетенции осваиваются им, исходя из их последующей необходимости и значимости для использования в своей жизни и профессиональной деятельности.
Образовательные компетенции нельзя отнести ко всем областям жизнедеятельности. Они включаются в структуру образовательных сфер и учебных дисциплин, являясь выражением предметного и деятельностного содержания общего образования. Такие компетенции ориентированы на реализацию комплекса программных мероприятий, призванных обеспечить достижение основных учебно-воспитательных целей.
Понятие ключевых компетенций и их разновидности в европейском обществе
Ключевые компетенции представляют собой универсальные навыки и умения, которыми располагает личность и, благодаря которым может осознанно принимать ту или иную ситуацию, проблему и достигать конкретных результатов в определенной сфере деятельности. Это особенно актуально в условиях динамично развивающегося общества, ускоренного научно-технического прогресса, развития информационных технологий.
Ключевые компетенции характеризуются надпредметным и надпрофессиональным уровнем развития и являются фундаментом жизнедеятельности личности. В этой связи, ключевыми компетенциями должен овладеть каждый гражданин общества, чтобы адаптироваться в нем и приносить ему пользу.
Единого перечня ключевых компетенций не существует. Он зависит от государственной политики конкретной страны, региона, края, области, текущего этапа развития общества, тенденций социально-экономического развития.
На Европейском Совете был выделен такой перечень ключевых компетенций, которым должен обладать каждый гражданин Европы, чтобы быть функционально грамотным и успешным в различных областях жизни и деятельности:
- Политические и социальные компетенции – предполагают развития навыков коллективного сотрудничества, несение ответственности за свои действия, принимать решения, разрешать проблемные и конфликтные ситуации, уметь строить коммуникативные связи, диалоги, заключать договоры, составлять и реализовывать контракты, выполнять общественно значимую и полезную деятельность.
- Межкультурные компетенции – развитие толерантности, уважения к чужому мнению, взглядам, обычаям, традициям, ценностным ориентирам, культурным ценностям, историческому наследию, языку, религии.
- Коммуникативные компетенции – связаны с освоением навыков устной и письменной коммуникации, позволяющей адаптироваться к обществу, его законам, строить дружеские, товарищеские, профессиональные взаимоотношения, сотрудничать с различными людьми и коллективами, развиваться профессионально.
- Информационные компетенции – обусловлены развитием информационного общества и требуют получения знаний и навыков в сфере поиска и обработки информации, ее сохранения и практического использования, освоение информационных технологий, способности к работе с современными информационными ресурсами и методами.
- Компетенции в области изучения, самопознания, саморазвития – заключаются в развитие навыков самопознания на протяжении всей жизнедеятельности, предполагающие применение в профессиональном и социальном развитии. Человек должен опираться на свой опыт и извлекать из него знания, систематизировать и упорядочивать их, разрабатывать свои способы обучения, исследования, приемы организации работы в различных сферах, разрешать проблемы, приспосабливаться к быстро меняющимся условиям общественного функционирования.