Возможности коммуникативных технологий в познании литературы
Коммуникативные технологии – это методика реализации различных видов деятельности, в основе которой лежит использование механизмов восприятия и социального взаимодействия, позволяющих управлять сферами общения между людьми.
Коммуникативные технологии в образовании опираются на использование методов коммуникации и социального взаимодействия для решения образовательных задач и донесения учебной информации до учащихся через воздействие на восприятие учащихся.
Коммуникативные технологии являются инновационным методом обучения. Они применяются на всех этапах школьного обучения и расширяют возможности предоставления учащимся информации, повышают качество ее передачи и продуктивность усвоения.
Коммуникативные технологии в литературном познании обладают широкими образовательными возможностями. Изучение литературы в средней школе – дело не самое легкое. Темы, рассматриваемые в учебной программе, произведения классиков затрагивают серьезные аспекты социальной жизнедеятельности, вопросы морали и нравственности. Чтобы уроки были интересными и продуктивными, чтобы познание происходило легко и свободно требуется придание урокам эмоциональной насыщенности и яркой подачи учебного материала. Для этих целей используются иллюстрации, аудио и видео материалы и иные коммуникативные средства.
Потенциал коммуникативных технологий на уроках литературы велик. Они обладают следующими возможностями:
- Просмотр фрагментов литературных произведений в виде видео роликов и эпизодов художественных фильмов;
- Прослушивание аудио материалов, отражающих разговоры героев произведений, их диалоги и монологи;
- Знакомство с театральными постановками по изучаемым произведениям и их просмотр;
- Создание презентаций по темам урока. Информация представляется наглядно, что делает ее более ясной и доступной для усвоения;
- Формирование у учащихся навыков осознанного чтения;
- Наглядное представление учебной информации;
- Систематизация знаний учащихся;
- Развитие устной монологической речи учащихся и навыков диалогового обсуждения различных тем;
- Формирование навыков работы с текстовой информацией и ее рационального восприятия.
Все это позволяет сделать уроки литературы более образными, чтобы заставить работать воображение учащихся, активизировать их творческое мышление.
Рисунок 1. Влияние использования ИКТ на ученика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условия применения коммуникативных технологий на уроках литературы
В основе любой технологи лежит научный подход. Применение коммуникативных технологий опирается на научные основы организации литературного познания и методические основы построения учебных занятий по литературе.
Коммуникативные технологии вводятся в образовательный процесс средней школы и применяются на уроках литературы в направлении активизации эмоциональной сферы учащихся. Предполагается создание условий, которые приведут к воздействию произведения на эмоциональную сферу учащихся, затронут их чувства. Это позволит сделать процесс восприятия произведения и постижения его сути, его нравственного смысла более продуктивным. Чтобы достичь этого, использование коммуникативных технологий на уроках должно опирается на соблюдение следующих условий:
- Использование прием обучения, стимулирующих эмоциональное восприятие учащихся. Применяются коммуникативные приемы, позволяющие учащимся сосредоточиться на своих чувствах и эмоциональных состояниях, которые вызывает у них прочитанное произведение. Затем, эти эмоции получают вербальное воплощение, отражающее личностный интерес учащегося к прочитанному, к сути произведения, его моральной составляющей;
- Выбор рациональной формы коммуникации. Необходимо найти форму коммуникативного отражения прочитанного. Предлагаются разные варианты проведения уроков: деловые игры, технологии проблемного и проектного обучения и др. Выбор формы коммуникации зависит от задач конкретного урока и изучаемого произведения;
- Заинтересованность учащихся произведением. Чтобы заинтересовать учащихся конкретным произведением, побудить их к его прочтению применяются разные коммуникативные приемы: презентации по произведению, просмотр театральных постановок по нему, интересных видео фрагментов и др.;
- Коллективное обсуждение прочитанного. Оно позволяет привлечь всех учащихся, заинтересовать их и стимулировать их творческую активность на уроке;
- Спокойный темп протекания урока. Чтобы учащиеся лучше постигли смысл произведений, обратили внимание на его сущностные аспекты, осуществляется спокойная самостоятельная работа учащихся при сопровождении педагога;
- Создание условий для общения на уроке. Оно ориентировано на обсуждение произведения учащимися друг с другом и с педагогом, на обмен мнениями, обмен впечатлениями, эмоциями и идеями.
Использование на уроках литературы приема «Чтение фрагментами»
Прием «чтение фрагментами» относится к коммуникативным приемам литературного обучения. Он не является совершенно новым, но дополняется использованием мультимедийных средств, компьютерной техники для плодотворного восприятия литературной информации.
«чтение фрагментами» позволяет привлечь к работе каждого учащегося. Она дает возможности проявить себя сильным ученикам и не оставить без внимания отстающих.
«Чтение фрагментами» используется при изучении романов классиков, новелл и притч. Интерес использования данного приема заключается в том, что учащиеся знакомятся с произведением впервые. Они не читали его ранее и не знают, о чем идет речь. Каждому достается фрагмент произведения, который он должен прочитать с соблюдением определенной интонации, в определенном темпе и ритме. Чтобы донести эмоциональное состояние героев, испытываемые ими чувства, суть происходящего.
Применение данного приема предполагает первоначальное вовлечение учащихся в работу, затем знакомство с текстом и его сутью через чтение фрагментами и анализ прочитанного. В ходе аналитической работы используются аудио и видео материалы, дающие наглядное представление о прочитанных фрагментах – событиях, ситуациях, поведении героев, и отражающие интонацию, с которой необходимо было прочитать. Учащиеся оценивают свои успехи и соотносят позицию автора произведения со своим видением его сути.