Характеристика коммуникативного поведения подростков
Коммуникация – это процесс целенаправленной передачи информации посредством использования языка.
Некоторые авторы отмечают, что коммуникативная функция языка и речи – основная и первичная их функция. Известная также невербальная коммуникация, которая может дублировать и поддерживать вербальную коммуникацию, а также обеспечивать нецеленаправленную передачу любого психического содержания.
Общение – это процесс взаимодействия двух или более людей, представляющий собой обмен познавательной или аффективно-оценочной информацией между ними.
Обычно общение включается в практическое взаимодействие людей и обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Вместе с тем общением удовлетворяется особая потребность человека контактировать с другими людьми.
Андреева К.М. выделяет в структуре общения три взаимосвязанных стороны:
- коммуникативную – предполагает обмен информацией между индивидами в ситуации общения;
- интерактивную – предполагает организацию взаимодействия общающихся индивидов, то есть обмен не только идеями и знаниями, но и действиями;
- перцептивную – состоит в процессе восприятия и познания людьми друг друга в ходе общения и установлении взаимопонимания на этом основании.
Ломов Б.Ф. выделил следующие три функции общения:
- информационно-коммуникативная;
- регуляционно-коммуникативная;
- аффективно-коммуникативная.
Коммуникативное поведение – это тип поведения индивида или группы лиц в процессе общения, которое регулируется нормами и традициями общения данного социума.
Подростковый возраст – важный период в развитии коммуникативного поведения, так как именно в это время происходят значимые изменения во всех сферах, которыми обеспечивается данная способность.
Подростковому периоду характерно осознание индивидом собственных возрастающих возможностей, стремление все делать самостоятельно, утверждать себя среди окружающих, потребность признания своих прав взрослыми. Поэтому деятельность, обеспечивающая наибольшую интенсивность развития социальной активности подростка, должна соответствовать его потребностям в самоутверждении, а также создавать условия для развертывания определенных типов отношений, которые свидетельствуют о признании подростка в качестве активного члена общества.
Коммуникативное поведение начинает формироваться еще в дошкольном возрасте и к подростковому периоду достигает определенного уровня развития и потребностей. Обычно выделяют следующие условия, способствующие развитию коммуникативного поведения:
- обучение навыкам общения в процессе семейного воспитания, в детских дошкольных учреждениях, начиная младшим школьным возрастом в деловом взаимодействии учеников, которое организует учитель, а также в разнообразных практиках общения;
- развитие интеллектуальной и личностной рефлексии, которая помогает понимать партнера по общению, коммуникативную ситуацию, а также развивает адекватную самооценку и позитивное самоотношение;
- развитие эмпатии, личностного отношения к сверстникам, ориентации на сотрудничество, субъект-субъектных отношений, адекватной самооценки, позитивного самоотношения в процессе семейного воспитания, адекватно организованного педагогического общения.
Отличительные особенности виртуального общения подростков в социальных сетях
Значимая проблема коммуникативного поведения, освещаемая в последние годы в педагогической и психологической литературе, - новая форма аддиктивного поведения, связанного с информационными технологиями, и, в том числе, зависимость от социальных сетей.
В подростковый период, один из главных критериев формирования самооценки, - мнение сверстников, то есть общение с ними превращается в особый тип деятельности подростков, которой отводится важное место в жизни, и выделяется в самостоятельную сферу жизни.
Иными словами, коммуникативной деятельности отведено важное место в жизни подростков и в формировании личности. Однако подростки обладают противоречивыми особенностями, и не всегда способны удачно реализовывать себя в коммуникативной функции.
Подростки основывают модели коммуникативного поведения на трех основных источниках – семье, взаимодействии со сверстниками и символическими примерами, которые навязываются СМИ. Психологи и педагоги связывают причины коммуникативных провалов и коммуникативной агрессии с негативным воздействием СМИ и интернета. Виртуальное общение, вселяющее в ребенка чувство незащищенности и независимости, может выступать причиной неадекватных реакций подростков в различных коммуникативных ситуациях.
Часто коммуникативная деятельность подростков является недоразвитой, в ней преобладают клише и штампы.
Выделяют несколько мотивов, подталкивающих подростка к замене реального общения виртуальным:
- во-первых, анонимность. В интернете подросток может размещать о себе любую информацию, даже если она не соответствует реальности. Это дает ему большую свободу высказываний и возможность передачи ложной информации;
- во-вторых, возможность выбора женского или мужского общения. Ребенок может выбирать гендер, от лица которого будет идти общение.
Гендер – это социокультурно обусловленная совокупность различий мужчин и женщин.
Юные девушки более пассивно относятся к виртуальному общению и проявляют при этом свою тревожность. Несмотря на ограниченность передачи эмоциональных состояний посредством текстовых сообщений, девушки стремятся к использованию всего многообразия инструментов Интернета, чтобы повысить эмоциональность своего общения.
Для парней в подростковом возрасте интернет является полем для поиска и скачивания различных файлов, программ, фильмов и игр. Общение мальчиков характеризуют короткие, четкие сообщения, в отличие от сообщений девушек.