Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коллективное воспитание

Основы коллективного воспитания

Определение 1

Коллективное воспитание – это создание условий для развития воспитанника в процессе взаимодействия с другими детьми.

Педагоги в процессе совместной деятельности и общения с воспитанниками создает условиях по возникновению у них различных связей и отношений, которые ребенок сумеет использовать для своего развития. То есть, коллективное воспитание предполагает создание внешних условий, оказывают влияние на внутренние процессы самоопределения и саморазвития воспитанников, осознание и проявление ими качеств субъектов, а также личной ответственности и инициативности.

Одним направлением развития коллективного воспитания стало проявление в процессе взаимодействия взрослого и ребенка детско-взрослой общности. Она может быть представлена классом, клубом, командой, общественным объединением, субкультурной группой и пр.

Девяностые годы прошлого века серьезно повлияли на воспитательный процесс в школах, в частности:

  • пропала общая идеологическая составляющая;
  • государственный заказ стал нечетким;
  • первенство отошло педагогическим теориям, связанным с личностно-ориентированным воспитанием.

Сегодня отмечается все нарастающий разрыв взрослых и детей, они имеют все меньше тем для совместного обсуждения, общих интересов, совместных дел и переживаний. Детям интересно не осваивать опыт своих родителей, пробовать жизнь и понимать ее на примере собственных дел и ощущений. Задачей старших остается – понимать и принимать детство таким, какое оно есть, создавать условия для развития в детях лучших человеческих качеств, чтобы они осознали и поняли гуманистические ценности и смыслы на собственном жизненном опыте.

Взрослые должны прикладывать усилия к нахождению точек пересечения жизни с детьми, найти совместные интересы, общие дела, переживания, сформировав таким образом детско-взрослую общность.

Детский воспитательный коллектив

«Коллективное воспитание» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 2

Коллектив – это группа, имеющая общие переживания, интересы, взгляды и осуществляющая общую работу.

Макаренко уделял много внимания живой жизни коллектива, насыщению ее сильными эмоциями и переживаниями, детской инициативностью, проявлением позиций, поступков и деятельности. Им же был введен в практику новый воспитательный метод – «метод взрыва» - ситуация, имеющая особо сильное впечатление, эмоциональные переживания отдельного члена коллектива и всех воспитанников вместе. Эта ситуация способна изменить человека, его отношение к миру и к самому себе.

Любой детский коллектив имеет двоякую структуру: выступает в качестве организации, системы формальных связей и отношений и может проявляться как общность и система эмоционально-психологических связей и отношений. Совместная деятельность и сближение детей пробуждает в них чувство симпатии друг к другу, усиливает потребность общаться, то есть между детьми возникает целая гамма межличностных связей и отношений эмоционально-психологического характера.

Детско-взрослая воспитывающая общность

Определение 3

Общность – это необходимый способ существования людей, их взаимосвязь друг с другом и с целым обществом.

Именно в социальных общностях формируются все необходимые условиях и средства, удовлетворяющие потребностям и интересам человека, способствуют его развитию. Впервые ребенок сталкивается с общностью при рождении – это его семья, затем попадает в разные социальные общности (ДОУ, школа, компания и пр.).

Общностям характерно несколько существенных признаков:

  • наличие у их членов чувства сопричастности друг к другу;
  • переживание своей схожести с другими;
  • взаимная комплиментарность членов общности, их неосознанная тяга и симпатия;
  • неформальный характер связей и отношений между ними.
Определение 4

Детско-взрослая общность – это первичная контактная группа детей и взрослых, которая возникает вокруг схожего круга потребностей и интересов, осуществляющая пересечение ценностей и смыслов участников в общем эмоциональном переживании, совместной деятельности и общении.

Коллективное воспитание часто подвергается критике в связи с доминированием коллективного над индивидуальным, личность подавляется коллективом. Однако многими педагогами было указано, что в детском коллективе идут одновременно процессы отождествления, то есть соединение личности и коллектива, и обособления, то есть осознание собственной отдельности. В детско-взрослой общности формируются живые связи, общее ценностно-смысловое пространство, взаимные интересы и взаимопринятие, идут процессы идентификации и отождествления.

Условия появления детско-взрослой общности

Коллективным воспитанием предусмотрена работа педагога с живой социальной системой, развивающейся по законам самодвижения и самоорганизации, и во многом является непредсказуемой. Управление системой должно базироваться на резонансном воздействии, которое бы подтолкнуло систему к одному из собственных вариативных путей.

Педагогу тяжело выстраивать детско-взрослую общности в классном коллективе, в школе мало возможностей организовать интересное для детей событие. Но их необходимо организовывать в классе, в школе, планировать и проводить их совместно со школьниками. Зачастую инициаторами событий становятся сами детей, а необходима событийная детско-взрослая общность, которая представляет собой значимое условие для развития субъектов, которые ее образуют.

Позиция педагога внутри детско-взрослой общности должна быть выстроена по логике содействия и поддержки естественных процессов самодвижения и самоорганизации внутри общности, самостоятельных действий воспитанников, их стремлении проявить себя, осознать собственную позицию.

Важно в пространстве школьной жизни формировать и поддерживать детско-взрослые общности и малые неформальные группы энтузиастов, которые заинтересованы друг в друге и в общих делах. Они могут быть ситуативными и непродолжительными, а могут возникнуть в пространстве между формальными клетками. Такие общности, которые возникают по любым поводам – малый круг единомышленников, в котором у каждого есть возможность свободно себя реализовать. Такие группы позволяют людям почувствовать себя полноценной личностью. Дети хотят признания и самоутверждения именно сейчас, не откладывая до будущих перспектив и возможностей взрослой жизни.

Дата последнего обновления статьи: 28.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot