Трудовая деятельность в ДОУ – это деятельность, направленная на формирование у детей необходимых туровых навыков по самообслуживании, помощи взрослым и т.д.
Роль трудовой деятельности в развитии детей первой младшей группы
Трудовая деятельность играет большую роль в развитии личности ребенка, чем раньше начнется приучение ребенка к труду, тем лучше для его развития. Приучение к трудовой деятельности в ясельной группе происходит через разнообразные игры, благодаря им детям проще усвоить информацию и сформировать новые навыки.
В первой младшей группе занятия по трудовой деятельности направлены на усвоение манеры поведения в бытовых ситуациях. Несмотря на то, что дети этого возрасте еще не выполняют все действия по своему обслуживаю самостоятельно, некоторые действия им все же удается совершать самостоятельно, например, ребёнок может самостоятельно снять обувь, шапку, шарф, перчатки, помыть руки. Для того, чтобы все дети научились навыкам самообслуживания воспитатели используют множество игр и занятий.
Перспективное планирование различных видов трудовой деятельности в первой младшей группе
Сентябрь
Умывание. Дети учатся правильно умываться, не мочить одежду, открывать и закрывать воду.
Помощь в накрывании на стол. Дети помогают нянечке ставить и убирать салфетницы и хлебницы на стол, дети учатся помогать взрослым.
Упражнение «Разложи карандаши». Во время этого упражнения ребёнок учится раскладывать карандаши в стаканчики. Ребенку прививается любовь к чистоте и порядку, желание помогать взрослым и стремление довести начатое дело до конца.
Октябрь
Игра «Положи мусор в ведро». Воспитатель объясняет детям, что для мусора существует специальное место, куда следует его выбрасывать, таким образом детям прививается любовь к чистоте и порядку.
Полив растений. Дети учатся ухаживать за растениями, воспитатель объясняет, что растения являются живыми и нуждаются в уходе, учит правильно поливать их, используя необходимое количество воды, поливают под листья у корней.
Обучение детей выворачивать колготки. Дети учатся правильно обращаться с предметами одежды, учатся выворачивать колготки и одевать их, это упражнение впитывает самостоятельность и аккуратность.
Ноябрь
Беседа «Всему свое место». Дети приучаются убирать игрушки на свои места, каждое место соответствует своим игрушкам. Во время этого занятия детям прививается аккуратность бережное отношение к вещам.
Одевание и раздевание. Упражнение "Надень-сними куртку", дети учатся одевать и снимать верхнюю одежду, убирать ее в шкафчик.
Занятие «Посади лук». Дети сажают лук в землю, знакомятся со строением луковицы, поливают ее, во время этого занятия у детей формируется навык помощи взрослым и воспитывается положительное отношение к трудовой деятельности.
Декабрь
Упражнение «Закатаем рукава». Дети учатся перед умыванием закатывать рукава для того, чтобы не намочить их. Во время этого упражнения дети учатся быть аккуратными.
Опрыскивание комнатных растений водой. Во время этого занятия дети учатся правильно ухаживать за комнатными растениями, пользоваться пульверизаторов, дозировать количество воды.
Занятие «Одежда ложится спать». Дети учатся аккуратно складывать свою одежду на стул перед сном. Это занятие прививает детям аккуратность, опрятность, дети учатся следить за своими вещами.
Во втором полугодии занятия немного усложняются.
Январь
Привлечение детей к помощи воспитателю. Дети помогают воспитателю подговориться к занятию, расставляют необходимые для урока вещи на столы. Дети учатся выполнять простые поручения.
Упражнение «Все мы делаем по порядку». Во время этого упражнения дети учатся снимать и одевать свою одежду в определенном порядке.
Февраль
Упражнение «Расставь стулья». Дети учатся правильно следовать инструкциям преподавателя. Это упражнение формирует у ребёнка положительное отношение к труду, воспитывает ответственность и самостоятельность.
Мытье игрушек. Воспитатель приобщает детей к мытью игрушек. Дети учатся выполнять надлежащий уход за игрушками и помогать взрослым, в ходе этого занятия у детей воспитывается трудолюбие и желание помогать.
Наблюдение за трудом дворника. Дети смотрят как дворник убирает снег, посыпает дорожу песком, убирает мусор. В ходе этой деятельности дети учатся уважать труд взрослых, сохранять результаты его трудовой деятельности.
Март
Отработка навыка застегивания пуговиц. Дети учатся правильно застёгивать пуговицы, в ходе этого упражнения ребёнок учится проявлять терпение, доводить начатое дело до конца.
Упражнение «Расставь игрушки». Дети учатся убирать игрушки на соответствующие места, расставлять машинки, складывать инструменты в коробки, рассаживать кукол в кукольный дом. Этот вид трудовой деятельности прививает детям самостоятельность, умение организовывать и сохранять порядок, учит бережному отношению к вещам.
Апрель
Кормление птиц. Перед началом этой деятельности, воспитатель должен подготовить корм для птиц (хлебные сухарики, пшено и т.д.), дети вместе с воспитателем бросают корм птицам, дети учатся взаимодействовать с воспитателем во время трудового процесса, наблюдают за поведением птиц, детям прививают любовь к живой природе, желание помогать.
Сбор игрушек после прогулки. Дети учатся действовать согласно указаниям старших, детям прививают дружеское отношение к игрушкам, учат работе в коллективе.
Май
Протереть от пыли полки для игрушек. Детей продолжают обучать порядку, воспитывают любовь к чистоте.
Упражнение «Намылим ручки». Дети учатся правильно пользоваться мылом, намыливать и смывать руки.
Помощь воспитателю в ремонте книги. Дети наблюдают за трудом взрослого, выполняют простые действия по склеиванию бумажных деталей. Учатся уважать труд других людей, и помогать взрослым.