Пониженная готовность ребенка с ЗПР к обучению в школе
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального ритма формирования основных психических процессов и функций, приводящее к общему недоразвитию организма, снижению работоспособности и замедлению темпов освоения основных видов деятельности.
ЗПР ведет к нарушению функционирования нервных процессов и слабому соматическому здоровью. Это негативно сказывается на умственном развитии ребенка и усложняет процесс развития его познавательной сферы.
В период дошкольного возраста осуществляется формирование основных психических функций организма, которые отвечают за социальное развитие ребенка и освоение им основных видов деятельности. Ребенок начинает познавать окружающий мир, формируется его речь и мыслительные операции. Все эти функции необходимы ребенку для его полноценного развития в настоящее время и в будущем, а также для подготовки к учебному процессу.
Подготовка к школе – важный этап дошкольного развития ребенка. Он ориентирован на его успешное вступление в новую фазу развития и сглаживание процесса адаптации.
Огромное воздействие на уровень готовности ребенка к обучению в школе оказывают психические параметры его развития. При равных условиях организации воспитательного процесса, подготовка к школе приводит к разным итогам для каждого отдельного ребенка.
Поскольку, ЗПР непосредственно связана с нарушением психических процессов организма, то готовность дошкольника с ЗПР к школьному обучению, в большинстве случаев, оказывается на заниженном уровне. Это обусловлено рядом обстоятельств и условий развития дошкольника с ЗПР. К ним относятся:
- Отсутствие коррекционного обучения. Если на дошкольном этапе развития ребенка не предоставить ему должного обучения: специальные коррекционные программы, методы и технологии, то высока вероятность развития неблагоприятных вариантов становления личности дошкольника и формирования его мыслительной деятельности.
- Социальная обстановка. Как правило, реакция окружающих на особенности развития личности ребенка, в большинстве случаев, является неадекватной. Это приводит к тому, что дошкольник испытывает к социуму неприязнь, закрывается от него или, напротив, вырабатывает агрессивное поведение. Для нормального развития дошкольника с ЗПР должны быть созданы соответствующие коррекционные условия.
- Отсутствие ведущей деятельности дошкольника. Для нормального развития ребенку с ЗПР требуется организовывать полноценную, адекватную его возрасту, деятельность. Это разные виды игры, совершенствующиеся и развивающиеся по мере роста и развития ребенка.
- Нарушения работы нервной системы. Они ведут к нарушению в функционировании мыслительных операций, что усугубляет подготовку ребенка к познавательной деятельности.
- Общее соматическое состояние здоровья ребенка. Оно влияет на своевременность развития отделов головного мозга, отвечающих за различные операции: память, внимание, речь и т.д.
Таким образом, ребенок с ЗПР испытывает сложности с подготовкой к школьному обучению, обусловленные особенностями развития его психических процессов и условиями жизнедеятельности.
Обеспечить оптимальный уровень готовности ребенка 6-7 лет к школе возможно при построении адекватной, индивидуальной системы коррекционного развития дошкольника, основанной на построении благоприятной социальной среды для воспитанника и выборе оптимальных коррекционных методов и средств воспитательного воздействия.
Особенности развития познавательной сферы ребенка с ЗПР к началу школьного обучения
Одним из аспектов готовности ребенка к школьному обучению является его интеллектуальная зрелость. Она отражает следующие возможности познавательного развития дошкольника 6-7 лет:
- Дифференцированное восприятие.
- Навыки концентрации внимания.
- Навыки анализа информации.
- Умение выявлять причинно-следственные связи процессов, объектов и явлений.
- Развитое логическое мышление.
- Навыки совершения действий по образцу.
- Сенсомоторная координация движений.
Что касается интеллектуальной готовности дошкольника с ЗПР к школьному обучению, то она находится на низком уровне развития, поскольку наблюдается низкая познавательная активность ребенка, влияющая на развитие внимания, памяти и восприятия ребенка.
Мыслительные процессы претерпевают серьезные трудности. Логическое мышление оказывается неразвитым, а аналитические навыки недостаточно сформированными.
Как правило, ребенок с ЗПР склонен к восприятию отдельных объектов и процессов, не как целостной структуры, а как отельных элементов по различным признакам. Кроме того, восприятия происходит длительное время, значительно превышающее восприятие нормального ребенка.
В некоторых случаях, дети с ЗПР неспособны узнавать объекты, если они представлены в новом ракурсе, в иных условиях. Восприятие образов ребенка оказывается нарушенным и искажает реальную действительность. Это негативно сказывается на развитии наглядного мышления и внимания ребенка. К началу обучения в школе, ребенок с ЗПР оказывается неспособным сконцентрировать внимание на учебном процессе и полноценно выполнять учебные задания. Он может сделать только часть задания и переключить внимание на что-то другое.
Все интеллектуальные операции дошкольника с ЗПР оказываются на низком уровне развития к началу школьного обучения. Мышление развивается слабо и не имеет гибкости. Это приводит к тому, что дети склонны принимать стереотипные решения и использовать неадекватные приемы организации деятельности.
Познавательная активность семилетнего дошкольника находится на низком уровне, что приводит к малому объему знаний об устройстве мира и неразвитости основных практических навыков деятельности, необходимых для обучения в школе.
Практические любая деятельность ребенка с ЗПР требует помощи взрослого. Ребенок понимает смысл задания, но способ его выполнения не может определить (даже если он его уже делал).
Познавательное развитие дошкольника с ЗПР должно быть реализовано на основании коррекционных методов обучения, которые помогут в реализации познавательного потенциала ребенка и коррекции его отклонений в развитии.