Методика работы с родителями ребенка, имеющего отклонения в развитии
Отклонения в развитии – это любое отклонение отдельной функции психики или системы психических функций от предначертанной природой «программы развития».
Семья – это психологическая среда, внутри которой протекает развитие ребенка, поэтому крайне важна ее эффективность в стимуляции данного развития.
Цель диагностической работы с родителями – определить тип семейного воспитания, установки родителей относительно своих детей и всей семьи.
Необходимо изучить психологический климат внутри семьи, родительские стили и воспитательную компетентность родителей, ценностные ориентации, самооценку и уровень притязаний.
К наиболее часто используемым методам изучения семьи относят:
- социологический опрос;
- интервьюирование;
- анкетирование.
Интервью по генограмме предполагает продвижение исследования дефектолога от представленной проблемы до общего состояния дел в семье, а также от настоящей ситуации внутри семьи до исторической хронологии семейных событий. Информация собирается в соответствии со следующими направлениями:
- структура семьи – имена, возраст, национальность, религии, работа и образование и пр.;
- родительская семья каждого супруга в трех-четырех поколениях;
- другие важные для семьи люди – коллеги, друзья, педагоги;
- настоящее состояние проблемы – как каждый из членов семьи видит проблему;
- история развития проблемы – как она сформировалась, как изменились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса;
- недавние события и переходы жизненного цикла семьи – рождение детей, смерти, переезды, смена работы и пр.;
- реакция семьи на важные события;
- взаимоотношения внутри семьи;
- семейные роли;
- темы, трудные для семьи – наличие медицинских или психиатрических проблем у одного из членов семьи и пр.
Результаты изучения генограммы помогают членам семьи в преодолении негативного восприятия друг друга. Опрос в генограмме фокусируется на только на проблемах и трудностях семей, он также выявляет успехи ее членов и способы эффективной адаптации.
Интервью помогает отследить последовательность взаимодействий. Оно предполагает поясняющие вопросы, одобрительные комментарии или извлечение подробностей. Интервью не заканчивается, пока не будет выделена полная последовательность событий. При этом вопросы задаются в безоценочной манере.
Анкетирование, или письменный опрос достаточно валидное. Оно может быть контактным, когда самим исследователем организуется анкетирование и собираются опросные листы, или заочным, когда анкеты с инструкциями рассылают.
Другие методики работы с семьей:
- Методика семейной скульптуры, которая пришла из психодрамы. Члены семьи должны, используя телесную метафору, изобразить скульптуру взаимоотношений в их доме.
- Системный семейный тест Геринга предполагает изображение эмоциональной близости членов семьи расстоянием между фигурами. Данным показателем будет точно отражаться восприятие отношений внутри семьи. Анализ и интерпретация теста проводится по отношению ко всей семье проводится целостно, а также отдельно для супружеской и детской подсистем. Это позволяет определить сбалансированность подсистем и семьи в целом.
В последнее десятилетие все больше работ пишут о психотерапевтической сущности рисования, музыки, театра и любой другой художественной деятельности. Это стирает грань психологического обследования и психотерапевтического сеанса, а диагностические инструменты превращаются в средство арт-терапии.
Проектные методы позволяют выявить неосознаваемые установки обследуемого, его подсознательные импульсы. Проективные тесты отличаются простотой, информативностью, не требуют специального оборудования и не занимают много времени. Основной их недостаток – недостаточный уровень валидности, некоторый субъективизм при интерпретации результатов, а также отсутствие статистических методов обработки данных.
Методика работы с детьми
Чтобы получить информацию о семье в работе с детьми используют различные проективные методики, базирующиеся на принципе проекции, то есть перенесении на других людей своих потребностей, желаний, отношений и качеств:
- Методика «Рисунок семьи» - ее используют, чтобы исследовать восприятие детьми взаимоотношений внутри семьи. Данный тест доступен для детей с невысоким интеллектом, так как они улавливают нюансы отношения к ним каждого члена семьи и чувствуют себя одинокими.
- Кинетические рисунки семьи - ребенку дают инструкцию нарисовать каждого члена семьи, в том числе и себя, занятого каким-то делом. Кинетические рисунки могут выступать более информативными, по сравнению с рисунками, по традиционным техникам.
- Комментирование картинок – ребенку показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни и предлагают описать данную картинку. Дети дают описание, опираясь на свой личный опыт.
- Завершение рассказа – ребенку предлагается сочинить рассказ в зависимости от того, как бы его родитель отреагировал на ту или иную ситуацию.
- Неоконченные предложения – педагог начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Предложение содержит хорошо знакомую для ребенка ситуацию.
Эти методики дают возможность педагогу увидеть стереотипы повседневного общения внутри семьи глазами ребенка, помочь родителям в понимании стереотипов поведения своего ребенка и пр.
Ни одно обследование ребенка и его семьи не может считаться полным, если не были тщательно рассмотрены все дополнительные проблемы, с которыми сталкивается любой особый ребенок. Это и слуховые и зрительные нарушения, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, судорожные припадки, а также эмоциональные нарушения – повышенная возбудимость, нарушение коммуникативного поведения и пр.