Иванов Игорь Петрович (5 ноября 1923 - 9 августа 1992) - доктор педагогических наук.
Краткие биографические данные
Родился в Грузии в 1923 году в городе Батуми. Получил педагогическое образование в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена. После окончания института начинает там же работать, ведёт лекции, семинарские занятия, занимается исследованиями под руководством Б.Г. Ананьева.
В1971 году защищает докторскую диссертацию и получает учёную степень «доктор педагогических наук».
В последующие годы является академиком российской академии образования, профессором в ленинградском государственном педагогическом институте, становится лауреатом премии имени Антона Макаренко.
Умер в 1992 году в Ленинграде.
Вклад в науку
Педагогические идеи И.П. Иванова строились на основе принципов воспитания, разработанными А.С. Макаренко. Учёт и принятие за основу данных принципов способствовало разработке и внедрению методики КТД (коллективных творческих дел). В литературных источниках данная методика получила разные названия:
- «педагогика сотрудничества»,
- «коллективное творческое воспитание»,
- «орлятская педагогика»,
- «Воспитание по Иванову»,
- «коммунарская методика».
Инновационность данной методике состояла в организации воспитательного процесса детей на различных возрастных этапах с использованием коллективной творческой деятельности, данную методику характеризует самостоятельность, инициативность детей, а также общественная значимость выполняемой деятельности. Автором представлены разнообразные виды деятельности, способные увлечь школьников – защита фантастического проекта, организация пресс-конференции, турниров, викторин, эстафет, фабрик, праздничной почты, вечеров и др.
На основе описанной И.П. Ивановым методики КТД было создано социально-педагогическое движение. 1956 год – создание творческой группы педагогов, которая была названа «Союз Энтузиастов», 1959 год – Коммуна юных фрунзенцев (школа районного актива, включающая школьников старшего возраста), 1963 год – коммуна им. А.С. Макаренко (содружество студентов, которых увлекли идеи И.П. Иванова). С этого времени по всей стране начали появляться коммунарские отряды, клубы, включающие школьников, студентов, педагогов.
Кроме идеи организации коллективных творческих дел, методика И.П. Иванова содержит идеи поддержания искренней заботы об окружающем нас мире и развитии всех членов коллектива, служения добру, демократизма, товарищества, духа свободы.
Основываясь на идеях данной методики, в современном российском обществе работают коммунарские коллективы – «Движение коммунаров» (является межрегиональной общественной организацией), «Городской штаб школьников им. Гайдара» (г. Архангельск) и некоторые другие.
Основные труды
Основные труды педагога связаны с разработанной им методикой КТД, позволяют детально ознакомиться с спецификой методики, примерами, позволяющими реализовать методику на практике.
Перечислим название статей и теоретических исследований, представленных в различных источниках.
- Воспитание общим делом. Из истории Коммуны им. Макаренко (1978);
- Воспитательная работа пионерской организации (лекция – 1958);
- Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и ленинградской области (1982);
- Коллективное творческое воспитание (1989);
- Семь заповедей Коммуны (2003);
- Энциклопедия коллективных творческих дел (1989).