Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОНР

Сущность и проявление дискалькулии

Определение 1

Дискалькулия - это частичное нарушение способности произведения арифметических действий.

Дискалькулия проявляется у детей целым комплексом симптомов, наиболее значимые из которых:

  • недостаточная степень владения математической терминологией;
  • недостаточно развитые представления, касающиеся графической структуры цифр;
  • автоматизированное повторение порядка чисел;
  • трудности в момент определения места числа в ряду натуральных чисел;
  • затруднения при установлении отношения числа с его соседом;
  • незнание состава чисел;
  • трудности при усвоении правил образования чисел;
  • несформированные количественные отношения чисел;
  • элементарные способы выполнения арифметических действий;
  • незнание таблицы сложения и вычитания;
  • мыслительные операции преимущественно конкретного характера.

Классификация видов дискалькулии:

  • вербальная дискалькулия, при которой нарушается словесное обозначение математических понятий, восприятие формы и величины, а также не идет формирование количественных представлений;
  • практогностическая дискалькулия – предполагает расстройство системы счисления конкретных предметов и их символов, нарушение зрительно-двигательной координации;
  • дислексическая дискалькулия – проявляется нарушением чтения математических знаков, не сформированностью представлений об образе математических знаков;
  • графическая дискалькулия – проявляется нарушением записи математических знаков и воспроизведения геометрических фигур, ручной моторики;
  • операциональная дискалькулия предполагает непонимание математических терминов, текстов задач, не формируются логические и математические операции.

Коррекция дискалькулии

Необходимо формировать речевые предпосылки овладения ребенком математическими знаниями, умениями и навыками, что представляет важное направление работы по профилактике дискалькулии. Корректируют данное нарушение посредством расширения словарного запаса ребенка с одновременным обучением математическим терминам, их значению и правильному употреблению.

«Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОНР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На первом этапе коррекционной работы необходимо научить детей пониманию речевых конструкций и обобщающим словам, которые употребляются взрослыми при демонстрации действий математического содержания, соответствующих возрастным нормам и программным требованиям.

Дети должны учиться презентовать результаты своей практической деятельности в устной форме, развивать коммуникативную функцию речи и связную речь детей.

Также первый этап предполагает обучение детей сравнению количества предметов в двух группах, с использованием приемов наложения и приложения. Обучение детей уравниванию количества предметов в двух группах двумя методами:

  • добавив предметы в меньшую группу;
  • убрав предметы из большей группы.

Обучение детей сравнению предметов по размеру и выражение результатов сравнения устно. Распознавание и называние фигур – круга, квадрата, треугольника.

Второй этап коррекционной работы предполагает дальнейшее развитие диалогической речи при выполнении математических действий, умение задавать вопросы и давать на них устные ответы.

Следует продолжать развитие лексико-грамматического строя речи: образовывать множественное число существительного, согласовывать существительное с числительным по роду, числу и падежу. Обозначать количество цифрой и записывать числа.

Также нужно развивать слуховое восприятие детей, обучать их считать звуки и движения. Дети должны освоить количественный и порядковый счет в пределах пяти, опираясь на наглядный материал, уметь сравнивать числа на основании сопоставления соответствующих групп предметов.

Задачи третьего этапа коррекционной работы включают знакомство детей с арифметическими выражениями, обучение их оформлению результатов практической деятельности в речевой форме. Обучение детей пониманию условий и задач и ее вопросов. Учить их сравнению содержания задачи и рассказа, поиск отличий. Научить детей составлению задачи, продолжать расширение словарного запаса детей.

Профилактика дискалькулии

Коррекционную работу по исправлению и профилактике дискалькулии проводят в процессе ведущей деятельности ребенка-дошкольника, то есть в основном в процессе игровой деятельности. Математические игры помогают сделать процесс обучения дошкольников доступным и привлекательным, они создают благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка.

Профилактика дискалькулии включает следующие мероприятия:

  • вербальную дискалькулию предупреждают посредством обучения детей названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речевой деятельности, развивать все виды памяти, обучать пониманию идей и форме, цвете, размере предметов, использовать данные понятия в речи;
  • практогностическую дискалькулию предупреждают посредством обучения детей навыкам счета, выполняя арифметические операции и проговаривая их, называя результат и показывая соответствующее количество пальцев, развитием всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучение соотносить реальный предмет и его изображение;
  • дислексическую дискалькулию предупреждают развитием зрительного восприятия ребенка, его представлений о цвете и форме, обучением его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков и развитием памяти и логического мышления;
  • графическую дискалькулию предупреждают упражнениями для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации зрения и движения рук, тренировкой различных видов памяти, пониманием связей между предметом и его изображением, обучением математическим терминам;
  • операциональная дискалькулия предотвращается обучением детей счету, действиям с числами, использованием математических терминов в речи и счете, развитием речи, памяти и мышления, разных типов восприятия.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot