Итоговая аттестация – это способ комплексной оценки компетенций выпускников образовательных учреждений.
Сущность итоговой аттестации
Одним из основных способов определения уровня компетенций выпускников образовательных учреждений, является традиционная форма контроля – итоговая аттестация или итоговая государственная аттестация.
Итоговая аттестация включает в себя:
Выпускная квалификационная работа (ВКР). Государственный экзамен по направлению подготовки.
Практика проведения итоговой аттестации показала ее результативность в качестве основного контроля подготовки выпускников образовательных учреждений (ВУЗов, СУЗов, колледжей и т.д.).
Итоговая аттестация в качестве оценочной квалиметрической процедуры, направлена на определения уровня профессиональной подготовки выпускников средних и высших учебных заведений по профессиональным программам обучения, в соответствии с требованиями ФГОС.
Оценочные средства для проведения итоговой аттестации должны включать в себя ряд соответствий:
- комплекс оценочных средств должен соответствовать содержанию образовательной программы;
- качество подготовки выпускников соответствует требованиям, которые заложены в комплекс оценочных средств;
- общекультурные и профессиональные компетенции выпускников соответствуют требованиям, которые заложены в образовательную программу;
- компетенции выпускников соответствуют социально-нормативному качеству, изложенному в требованиях ФГОС.
По каждому из данных соответствий может быть применено достаточно обширное количество разнообразных квалиметрических процедур.
Требования, предъявляемые к проведению итоговой аттестации
Требования, которые предъявляются к процедурам проведения итоговой аттестации, исходят из требований, предъявляемых к общекультурным и профессиональным компетенциям выпускников. То есть, выпускник должен обладать рядом знаний, умений и навыков, уровень которых устанавливается посредством проведения итоговой аттестации.
По результатам проведенной итоговой аттестации, вычисляется средняя оценка выпускного курса или всех выпускников образовательного учреждения. На основании данной оценки осуществляется вывод о результативности образовательной деятельности и качеству подготовки специалистов.
Основными принципами, на которые необходимо опираться при организации итоговой аттестации являются:
- принцип операциональности используемых оценочных методов и средств;
- принцип структурности и системности итоговой аттестации;
- принцип соответствия полученного комплекса знаний выпускниками и используемых оценочных средств;
- принцип управляемости организацией и реализацией процесса итоговой аттестации.
В основе квалиметрического проектирования эффективной системы оценочных средств заложены:
- требования, предъявляемые к подготовке выпускников ФГОС и основных образовательных программ;
- структура видов и задач профессиональной деятельности;
- структура общепринятых видов аттестационных испытаний.
Разработка комплекса оценочной системы включает в себя два этапа:
Этап – предварительный
Этап – основной, включающий в себе две задачи:
- формирование оценочного комплекса, для решения «соответствия» выпускника по результатам итогового государственного экзамена;
- формирование оценочного комплекса, для решения «соответствия» выпускника по итогам защиты ВКР.
В соответствии с направлением и уровнем подготовки, итоговая аттестация может включать в себя проведения итогового государственного экзамена и защиту ВКР, либо какое-то одно из данных испытаний.
Виды и формы итоговой аттестации
Государственный экзамен по направлению подготовки – осуществляется по решению Ученого Совета образовательного учреждения.
Цель итогового государственного экзамена – проверка уровня сформированности профессиональных компетенций, полученных выпускником в процессе изучения образовательной программы по соответствующему уровню подготовки.
Программы государственных итоговых экзаменов по направлению подготовки, отдельным дисциплинам разрабатываются учебно-методическими комиссиями учебных заведений, в соответствии с ФГОС и образовательными стандартами.
Государственный экзамен может проводиться в устной, письменной и смешанной формах.
Экзаменационный билет включает в себя несколько вопросов, каждый из которых соответствует определенному блоку профессиональной дисциплины. Кроме того, экзаменационный билет может состоять не только из теоретических вопросов, но иметь одно практическое задание или ситуационную задачу.
Оценка ответа выпускника осуществляется на основании оценки ответа на каждый вопрос билета. Итоговая оценка выставляется как средняя. В том случае, если на один из вопросов выпускник не смог ответить и получил оценку «2», то и общая оценка по билету (всему экзамену) приравнивается к «2». Оценка за экзамен заносится в протокол, который подписывает вся комиссия ГАК.
Защита выпускной квалификационной работы (ВКР) – предусматривает самостоятельное написание выпускником исследовательской работы на актуальную или проблемную тему. Работа над ВКР начинается за несколько месяцев до итоговой аттестации. Протекает в несколько этапов:
- Выбор и утверждение темы ВКР.
- Назначение руководителя ВКР.
- Составление плана работы и согласование его с руководителем.
- Подбор литературы по теме ВКР: научная и учебная литература, монографии, нормативно-правовые акты, интернет-источники и т.д.
- Набор методологического аппарата ВКР и согласование его с руководителем. Методологический аппарат ВКР включает в себя – цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотезу, эмпирическую базу исследования, теоретическую и практическую значимость проводимого исследования и т.д.
- Непосредственное написание теоретической и практической частей ВКР, согласование их по ходу работы с руководителем.
- Написание заключения, которое должно содержать обобщающие выводы по проделанной работе.
- Заполнение сопутствующих ВКР документов, согласование и утверждение руководителем.
- Техническое оформление работы, составление защитной речи, демонстрационного материала или презентации.
- Прохождение предзащиты, в ходе которой могут быть выявлены «слабые» места, которые необходимо доработать или исправить.
Во время защиты ВКР, выпускник зачитывает или рассказывает защитную речь, примерно на 5-7 минут, сопровождая свой рассказ наглядностями. После чего члены комиссии задают выпускнику дополнительные вопросы. Оценка за ВКР является комплексной, включающей в себя отзыв руководителя ВКР, выступление и ответы выпускника.