Становление среднего профессионального образования в России
Систематическое профессиональное образование начало формироваться в нашей стране в середине 17 века после появления посольских, лекарских, типографских школ. Типографские школы, появившиеся в 1681 году, готовили печатников для Печатного двора. Организация учебного процесса предполагала особую роль старост, которые получали «поденный корм» и проверяли уроки у товарищей.
Появление современного профессионального образования – заслуга Петра I. Он начал готовить необходимых государству специалистов через создание профессиональных школ разного типа. Образование и воспитание в петровских школах предполагало приобретение учащимися ряда профессиональных навыков. Россия тогда нуждалась в корабельных инженерах, артиллеристах, мореходах, офицерах, мастерах и техниках разных сфер. В 1701 году Петр I утвердил в Москве «Школу математических и навигацких наук», навигаторские классы которой в 1715 году перевели в Петербург и создали на их основе Морскую Академию.
Курс обучения включал 3 ступени:
- начальную – обучение письму, чтению, грамматике и арифметике;
- цифровую – изучение арифметики, геометрии, тригонометрии;
- высшую – навигаторские классы.
Ученики навигаторских классов практиковались на морских кораблях, судостроительных верфях, прокладывали дороги.
В 1712 году создали инженерную и артиллерийскую школы. Профессиональные школы носили сословный характер, подготавливали к разным сферам государственной службы.
В качестве особой ступени образования среднее профессиональное образование сформировалось в конце 19 – начале 20 века. Это произошло под воздействием усложняющегося труда и его организации в условиях развитого крупного машинного производства. В конце 19 века в России было 143 средних специальных учебных заведения, подчиняющихся разным ведомствам.
Развитие среднего профессионального образования после 1917 года
Среднее профессиональное образование в России после революции превратилось в часть системы народного образования. С 1919 года управлять учебными заведениями начали централизованно, и занимались этим Главпрофобр при Наркомпрос РСФСР. В техникумах подготавливались инженеры узкой специализации, а также помощники инженеров. Длительность обучения и правила приема сильно отличались.
К началу 1929 года в стране работало свыше 1030 средних специальных учебных заведений. Техникумы проводили обучение специалистов на базе семилетней школы, 40-50% учебных часов отводили практическому обучению.
Управление средним профессиональным образованием выстраивалось в соответствии с отраслевым принципом. Увеличение числа промышленных предприятий, курс на индустриализацию, требовалось привлечение квалифицированных специалистов, перестройка образования.
В 30-х годах продолжался рост количества техникумов, число учащихся в которых составило 800 тыс. человек. Стимулом начала разработки целой группы проблем стало постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года «Об учебных программах и режиме высшей школы и техникумов». В этот период разработали стабильные учебные планы.
В период Второй мировой войны обучение специалистов значительно сократилась, но к 1947 году удалось восстановить довоенный уровень.
За период советской власти сложилась и успешно функционировала некоторая система профессиональной подготовки кадров. Эта система состояла из:
- профессионально-технических училищ;
- средних специальных учебных заведений;
- институтов и университетов.
Положительная сторона данной системы профессионального образования – фундаментальная практическая подготовка в соответствии с выбранной профессией, состоящая из учебной и производственной практикой в ПТУ, а также учебной, технологической и преддипломной практикой в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.
С 1989 года в стране начали организовывать экспериментальную подготовку рабочих и техников повышенного квалификационного уровня в высших профессиональных училищах (ВПУ), которые отличались широтой профиля подготовки, формированием знаний и умений, соответствующих современным информационным технологиям, коммерческим дисциплинам и пр. Это привело к тому, что изменилась классическая структура профессионального образования и возникли различные виды образовательных учреждений: профессиональные лицеи, колледжи, университеты, академии, центры непрерывной подготовки кадров, профессиональные школы и пр., расширяющие уровень и профиль подготовки профессиональных кадров, а также начали предлагать другие образовательные услуги, не характерные для них ранее.
К началу 90-х годов ХХ века изменилась структура профессиональных образовательных учреждений.
Переходом России к рыночным отношениям была поставлена новая цель перед системой профессионального образования, решать которую необходимо через глубинные преобразования системы профессионального образования. Это происходило как два взаимосвязанных процесса: совершенствование существующей образовательной системы с формированием новых концептуальных подходов и условий ее развития на основании прогнозируемых оценок и стратегически значимых направлений, соответствующих структурным сдвигам государственной экономики и социальной политики. Новой системой профессионального образования предполагается развитие и становление человеческой личности в качестве профессионала своего дела на протяжении всей жизни, поэтому необходимо:
- предоставлять отдельной личности свободу выбирать образовательную траекторию, соответствующую способностям, возможностям и запросам;
- учесть потребности заказчика профессиональных кадров при подготовке специалистов, конкурентоспособных в рыночных отношениях;
- развивать демократические свободы в деятельности профессиональных образовательных учреждений.
Далее профессиональное образование стало развиваться количественным путем, то есть через появление новых профессий, специализаций, а также качественным путем – через гуманитаризацию содержания обучения.
На настоящий момент в РФ работает 2812 средних профессиональных учебных заведений, 142 из которых негосударственные, обеспечивающие подготовку специалистов среднего звена более чем по 280 специальностям. Численность студентов, которые обучаются в средних профессиональных учебных заведениях, превышает 2100 человек. 20 марта 2021 года был проведен Съезд директоров средних профессиональных учебных заведений, на котором были намечены пути дальнейшего развития и совершенствования системы развития среднего профессионального образования.
Иными словами, среднее профессиональное образование представляет значимое и весомое звено в системе образования нашей страны. Оно позволяет подготовить в кратчайшие сроки специалистов с практическими навыками по необходимой государству в данный момент специальности или направлению.