Предпосылки возникновения социальной педагогики
Истоки возникновения социальной педагогики неразрывно связаны с этнографическими, историко-культурными традициями обычаями народа, предопределены социально-экономическим развитием государства, базируются на нравственно-этических и религиозных представлениях о человеческих ценностях и человеке.
Реальная социальная деятельность по оказанию помощи обездоленным имеет глубокие исторические корни. На протяжении развития человеческой цивилизации разные общества сталкивалось с проблемой отношения к людям, которые не могут обеспечить свое существование самостоятельно: старикам, детям, инвалидам, лицам, имеющим физические или психические отклонения.
Отношение к людям, требующим особой помощи общества на разных этапах развития государств было разным: от физического уничтожения до полной интеграции в общество. Все определялось характерной аксиологической позицией данного общества - системой значимых, предпочитаемых, устойчивых, имеющих ценность представлений для членов общества.
В России традиции сострадательного и гуманного отношения к обездоленным и немощным людям (особенно детям) стали закладываться еще в период родоплеменных отношений. С принятием христианства эти традиции закрепились в разных формах благотворительности и милосердия, которые имели место на всех этапах развития российского государства и общества. Благотворительность – одна из форм проявления милосердия, подразумевает оказание организациями или частными лицами регулярной и безвозмездной помощи нуждающимся людям.
Развитие благотворительности в каждой стране имеет свои исторические особенности.
История развития социальной педагогики
В историческом развитии социальной педагогики выделяют несколько периодов:
- Начальный период (с древнейших времен до XVII века). Осмысление практики воспитания, как социального явления, преобразование его в осознанную деятельность. Переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому и к феодальному ставили свои проблемы воспитания, защиты детей и немощных. Зарождаются идеи и появляются традиции учета в процессе воспитания и обучения социальных факторов. Данный период становления социально-педагогической идеи тесно взаимосвязан с выделением социального компонента из воспитания.
- Ранний период (XVII– XVIII вв.). Развиваются основные научные концепции и идеи социальной педагогики, наблюдается ее становление как значимой области педагогического знания. Социальная педагогика развивается одновременно с социальными идеями устройства общества. При использовании ресурсов общества создаются приюты для беспризорных и детей-сирот, детские сады, школы и иные учреждения для детей с разного рода проблемами. Наиболее значимым фактором развития общества выступают концепции прагматического воспитания. Наиболее видные деятели того времени: Я. А. Коменский (отец современной педагогики); Дж. Локк (отмечал целесообразность социальной детерминации школьного образования); Жан-Жак Руссо (выступал за естественное, природное воспитание, заложил основы социального воспитания); социалисты-утописты – Анри Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье. Важней составляющей развития человека выступает общество с его ресурсами.
- Исходный период становления социальной педагогики (сер. XIX – сер. XX вв.). Основные идеи социальной педагогики этого времени принадлежат ученым Германии. В сознании людей укрепляется мысль о том, что воспитание и обучение являются созидательно-образующим фактором социума, и человек должен быть не средством развития общества, а целью. На развитие социально-педагогической теории огромное влияние оказали работы И. Г. Песталоцци, И. Гербарта, Ф. Дистервега, П. Наторпа.
Становление социальной педагогики как науки
Понятие «социальная педагогика» ввел Карл Магер (1810-1855 гг.). В немецкой литературе до настоящего времени существует две разные трактовки этого понятия, определяющие отличные подходы в развитии данной отрасли научного знания:
- социальная педагогика – сфера, схожая с социальной стороной воспитания (П. Наторп, К. Магер, Е. Борнеманн, Д. Пегелер, Ф. Шлипер и др.); в данном случае говорится о социальном аспекте воспитания;
- социальная педагогика выступает в качестве педагогической помощи в определенных социальных ситуациях или условиях (Ф. Дистервег, Г. Боймер, Г. Ноль, К. Молленгауэр и др.); подчеркивается педагогическая составляющая общественного развития.
В развитии социальной педагогики со времен К. Магера рассматриваются средства, методы и предпосылки воспитания человека в обществе, через общество, для общества. П. Наторп в дальнейшем рассматривал социальную педагогику как важнейший инструмент социализации и часть общей педагогики. П. Наторп выступил за структурирование потенциала общества и целенаправленной на него опоре, фактически заявил о воспитательных возможностях социума.
Ф. Дистервег во второй половине XIX в. предложил для обозначения педагогической работы с беспризорными и обездоленными детьми по профилактике правонарушений словосочетание «социальная педагогика».
Герман Ноль задачи социальной педагогики видел в экстренной помощи, в случаях, когда семья и школа не в состоянии реализовать свои функции. В соответствии с его идеями в 1922 году в Германии был принят первый государственный документ - закон о благотворительной деятельности молодежи, регулирующий воспитание молодого поколения за пределами школы. С этого времени социальная педагогика становится педагогикой экстренных случаев, со временем преобразованной в социально-педагогическую деятельность для восполнения проблем в воспитании молодежи, существующих в семье и школе.
В первой половине XX века Клаус Молленгауэр отмечал, если какой-либо конкретный общественный институт не может разрешить проблемы ребенка, то необходимо создать еще одно пространство для воспитания, осуществляющее государственную помощь. Социальная педагогика при этом должна заниматься исключительно решением проблем, связанных с развитием и адекватным включением в социум подрастающего поколения. Данное направление окончательно складывается в 60-е гг. прошлого века. Социальная педагогика того периода рассматривала: вопросы помощи детям, совершившим правонарушения; воспитательную работу в детских школах, домах ребенка, школах-интернатах и др. учреждениях; внешкольную работу по месту жительства и др.
Социальная педагогика современности находится в условиях политических, экономических, социальных преобразований страны, нацелена на создание эффективной системы защиты, помощи и поддержки детства.