Роль педагогических технологий в образовательном процессе
Педагогические технологии – это совокупность форм, методов, приемов и средств педагогической деятельности, объединенных в единую систему посредством применения технологического инструментария, оборудования, позволяющего сделать использование данных форм и методов целеориентированным и продуктивным.
Применение педагогических технологий позволяет достичь целей и задач образования более быстрыми темпами с применением меньших материальных и технических затрат.
Педагогические технологии начали активно распространяться и внедряться в образовательный процесс во второй половине XX столетия. Технические средства начинают активно применяться в сфере образовательной деятельности, стимулируя повышение качества оказания образовательных услуг.
Педагогические технологии, применяемы в современном образовательном процессе, способствуют:
- Повышению производительности труда педагога.
- Реализации индивидуального подхода в обучении.
- Реализации контроля продуктивности образовательной деятельности на разных этапах и уровнях образования.
- Минимизации временных затрат на организацию и реализацию учебно-воспитательной деятельности.
- Повышению роли субъективных факторов оценки образовательной деятельности.
- Повышению качества образовательной деятельности.
- Снижению зависимости итогов реализации обучения и воспитания от квалификации и мастерства педагога.
- Реализации принципа преемственности в обучении.
Педагогические технологии находят активное практическое применение в образовательном процессе. Их внедрение требует от педагога развитой информационной культуры и ориентации на научно-исследовательскую педагогическую деятельность.
Источники развития педагогической технологии
Источниками становления и развития педагогической технологии являются:
- Психологическая наука и разнородные психологические концепции личностного развития, обуславливающие особенности реализации процессов обучения на разных возрастных этапах и для раскрытия определенных природных задатков. К таким концепциям относится бихевиоризм, теории поэтапного развития интеллектуальных навыков личности и теории реализации учебной деятельности в разные возрастные периоды развития личности учащихся;
- Развитие конструирования. Оно обуславливает связь между применением конструкторских технологий, элементов конструирования в образовательном процессе;
- Развитие производства, переход общества на постиндустриальную ступень развития. Происходит связь между техническими процессами и человеком, развитие информатизации производственной, социальной и иных сфер жизни общества. Информатизация пронизывает и сферу образования, внедряя в нее инновационные продукты научно-технического характера, технологические средства реализации образовательной деятельности;
- Развитие педагогической теории и практики. Оно предполагает формирование новых взглядов, новых подходов к организации образовательной деятельности, к реализации управления образовательным процессом.
Педагогические технологии выступают способом достижения целей и задач образования. Они имеют научную основу реализации и предполагают алгоритм реализации той или иной деятельности, осуществления того или иного педагогического процесса, ориентированного на решение конкретных педагогических задач.
Этапы исторического развития педагогических технологий
Появление педагогических технологий и их применение в качестве основы реализации образовательной деятельности, наблюдается в середине XX столетия. Можно выделить следующие этапы становления педагогических технологий:
- Двадцатые годы XX столетия. В этот период в отечественной педагогике появляется термин «педагогическая техника», отражающий совокупность средств и способов организации учебных занятий.
Сороковые – шестидесятые года XX столетия. Происходит активное использование технической продукции в образовательном процессе. Различные технические средства используются для решения ряда образовательных задач. Постепенно вырабатывается технический подход к организации образовательной деятельности. так, появляются первые педагогические технологии, которые признаются в качестве средств технизации образовательной деятельности. В этот период происходит развитие компьютерной техники, и первыми педагогическими технологиями становятся программные продукты. Процессы обучения подвергаются программированию в Америке и Европейских странах.
Рисунок 1. История становления понятия "педагогическая технология". Автор24 — интернет-биржа студенческих работСемидесятые – девяностые годы XX столетия. В этот период информационное развитие переходит на новый уровень. компьютеризация охватывает, практически все сферы жизни общества. В этот период, педагогические технологии начинают рассматриваться в качестве системного продукта, включающего методы, формы и средства организации образовательной деятельности. При этом, технология предполагает использование в образовательной деятельности технических продуктов, устройств, оборудования и системные знаний деятельности в решении образовательных задач. Педагогическим технологиям даются новые пути развития и новые возможности оказания влияния на образовательную деятельность и ее продуктивность.
- Девяностые -двухтысячные годы XX столетия. Понятию педагогическая технология дается новый смысл. Он связан с технологизацией образовательной деятельности т.е. проникновением новых технологий, научно-технических средств в образовательный процесс. Педагогические технологии расширяют свое влияние. Они обладают новыми возможностями, принципами деятельности, позволяющими повысить качество и эффективность образования, упростить работу педагогов и деятельность учащихся. В этот период, в отечественной педагогики начинает активно развиваться технология воспитания, основанная на идеях педагогической деятельности XX столетия и их сочетании с идеями свободного воспитания.
- Современный этап социального развития. Они ориентированы, прежде всего, на максимальное использование личностного потенциала учащихся, опору на деятельностный подход в обучении и проектирование учебно-воспитательной деятельности. С современным педагогическим технологиям относится развивающее обучение, технологии проблемного и проектного обучения, ТРИЗ – технологии развития изобретательских задач, здоровьесберегающие технологии, технологии сотрудничества, ИКТ технологии.
Рисунок 2. Тенденции развития педагогических технологий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ