Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История развития педагогических технологий

Роль педагогических технологий в образовательном процессе

Определение 1

Педагогические технологии – это совокупность форм, методов, приемов и средств педагогической деятельности, объединенных в единую систему посредством применения технологического инструментария, оборудования, позволяющего сделать использование данных форм и методов целеориентированным и продуктивным.

Применение педагогических технологий позволяет достичь целей и задач образования более быстрыми темпами с применением меньших материальных и технических затрат.

Педагогические технологии начали активно распространяться и внедряться в образовательный процесс во второй половине XX столетия. Технические средства начинают активно применяться в сфере образовательной деятельности, стимулируя повышение качества оказания образовательных услуг.

Педагогические технологии, применяемы в современном образовательном процессе, способствуют:

  • Повышению производительности труда педагога.
  • Реализации индивидуального подхода в обучении.
  • Реализации контроля продуктивности образовательной деятельности на разных этапах и уровнях образования.
  • Минимизации временных затрат на организацию и реализацию учебно-воспитательной деятельности.
  • Повышению роли субъективных факторов оценки образовательной деятельности.
  • Повышению качества образовательной деятельности.
  • Снижению зависимости итогов реализации обучения и воспитания от квалификации и мастерства педагога.
  • Реализации принципа преемственности в обучении.

Педагогические технологии находят активное практическое применение в образовательном процессе. Их внедрение требует от педагога развитой информационной культуры и ориентации на научно-исследовательскую педагогическую деятельность.

Источники развития педагогической технологии

Источниками становления и развития педагогической технологии являются:

  1. Психологическая наука и разнородные психологические концепции личностного развития, обуславливающие особенности реализации процессов обучения на разных возрастных этапах и для раскрытия определенных природных задатков. К таким концепциям относится бихевиоризм, теории поэтапного развития интеллектуальных навыков личности и теории реализации учебной деятельности в разные возрастные периоды развития личности учащихся;
  2. Развитие конструирования. Оно обуславливает связь между применением конструкторских технологий, элементов конструирования в образовательном процессе;
  3. Развитие производства, переход общества на постиндустриальную ступень развития. Происходит связь между техническими процессами и человеком, развитие информатизации производственной, социальной и иных сфер жизни общества. Информатизация пронизывает и сферу образования, внедряя в нее инновационные продукты научно-технического характера, технологические средства реализации образовательной деятельности;
  4. Развитие педагогической теории и практики. Оно предполагает формирование новых взглядов, новых подходов к организации образовательной деятельности, к реализации управления образовательным процессом.
«История развития педагогических технологий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Педагогические технологии выступают способом достижения целей и задач образования. Они имеют научную основу реализации и предполагают алгоритм реализации той или иной деятельности, осуществления того или иного педагогического процесса, ориентированного на решение конкретных педагогических задач.

Этапы исторического развития педагогических технологий

Появление педагогических технологий и их применение в качестве основы реализации образовательной деятельности, наблюдается в середине XX столетия. Можно выделить следующие этапы становления педагогических технологий:

  1. Двадцатые годы XX столетия. В этот период в отечественной педагогике появляется термин «педагогическая техника», отражающий совокупность средств и способов организации учебных занятий.
  2. Сороковые – шестидесятые года XX столетия. Происходит активное использование технической продукции в образовательном процессе. Различные технические средства используются для решения ряда образовательных задач. Постепенно вырабатывается технический подход к организации образовательной деятельности. так, появляются первые педагогические технологии, которые признаются в качестве средств технизации образовательной деятельности. В этот период происходит развитие компьютерной техники, и первыми педагогическими технологиями становятся программные продукты. Процессы обучения подвергаются программированию в Америке и Европейских странах.

    История становления понятия "педагогическая технология". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 1. История становления понятия "педагогическая технология". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  3. Семидесятые – девяностые годы XX столетия. В этот период информационное развитие переходит на новый уровень. компьютеризация охватывает, практически все сферы жизни общества. В этот период, педагогические технологии начинают рассматриваться в качестве системного продукта, включающего методы, формы и средства организации образовательной деятельности. При этом, технология предполагает использование в образовательной деятельности технических продуктов, устройств, оборудования и системные знаний деятельности в решении образовательных задач. Педагогическим технологиям даются новые пути развития и новые возможности оказания влияния на образовательную деятельность и ее продуктивность.

  4. Девяностые -двухтысячные годы XX столетия. Понятию педагогическая технология дается новый смысл. Он связан с технологизацией образовательной деятельности т.е. проникновением новых технологий, научно-технических средств в образовательный процесс. Педагогические технологии расширяют свое влияние. Они обладают новыми возможностями, принципами деятельности, позволяющими повысить качество и эффективность образования, упростить работу педагогов и деятельность учащихся. В этот период, в отечественной педагогики начинает активно развиваться технология воспитания, основанная на идеях педагогической деятельности XX столетия и их сочетании с идеями свободного воспитания.
  5. Современный этап социального развития. Они ориентированы, прежде всего, на максимальное использование личностного потенциала учащихся, опору на деятельностный подход в обучении и проектирование учебно-воспитательной деятельности. С современным педагогическим технологиям относится развивающее обучение, технологии проблемного и проектного обучения, ТРИЗ – технологии развития изобретательских задач, здоровьесберегающие технологии, технологии сотрудничества, ИКТ технологии.

Тенденции развития педагогических технологий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Тенденции развития педагогических технологий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 09.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot