Становление педагогики в Западной Европе
Становление научной педагогической мысли приходится на середину XVII столетия. В это время происходит построение научно обоснованной системы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Рисунок 1. Причины возникновения педагогики как науки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основоположником педагогической науки стал Я.А. Коменский. Именно его педагогические воззрения стали основой этой научной дисциплины и активно применяются в качестве методов организации обучения и воспитания и по сей день.
Я. А. Коменский определил основные закономерности и принципы организации образовательной деятельности, установил связь между возрастной динамикой развития личности и особенностями учебно-воспитательной деятельности, разработал классно-урочную систему образования, которая является основной формой организации обучения и в настоящее время.
Коменским были разработаны следующие стадии обучения, которые соответствуют возрасту учащихся:
- Автопсия – этап самостоятельного наблюдения за окружающим миром, его объектами, процессами и явлениями.
- Автопраксия – стадия практического познания т.е. развитие определенных навыков деятельности.
- Автохресия – этап практического применения теоретических знаний т.е. формирование навыков применения своих знаний в реальной деятельности.
- Автолексия – стадия представления своих познавательных успехов и достижений.
Педагогические идеи Коменского продолжили свое развитие в трудах других ученых-педагогов. Происходила генерация педагогических идей и развивались инновационные методы и технологии образовательной деятельности.
Рассмотрим вклад ученых Западной Европы в становление научной педагогической мысли:
- И. Песталоцци проводил исследование зависимости обучения от психического развития ребенка. Он разрабатывал программу обучения, ориентированную на развитие способностей ребенка, посредством опоры на его психические процессы и потенциальные возможности.
- Ф. Фребель занимался разработкой основ воспитания детей. Он считал, что воспитание должно строиться, ориентируясь на развитие творческого потенциала ребенка. Только тогда оно будет носить рациональный и целенаправленный характер.
- И.Ф. Гербарт разработал дидактические основы педагогической науки. Его дидактические принципы обучения стали фундаментом развития системы образования. Он выдвинул идею введения воспитывающего обучения и ему принадлежит логическое обоснование организации учебного процесса и последовательности его этапов. Им были разработаны основы воспитательной деятельности, ориентированной на развитие личности ребенка с учетом его индивидуальности.
- А. Дистервег был последователем идеи природосообразности образования, под которой подразумевал опору на природный потенциал личности при организации учебно-воспитательной деятельности. Также, он говорил о культуросообразности воспитательной деятельности, последовательности организации обучения и воспитания и необходимости мотивировать учащихся к познанию и развитию, делая процесс обучения интересным и индивидуально ориентированным.
В дальнейшем стали складываться гуманистические основы воспитания и обучения, но индивидуальная направленность образования и его природосообразность сохранили свою значимость и активно развивались в трудах всех ученых Западной Европы.
Научное становление педагогики в России
Что касается педагогической мысли России, то первые научные педагогические учения появились во второй половине XVIII века. Они связаны с именем К. Д. Ушинского, который по праву считается основоположником русской педагогики.
К. Д. Ушинский выдвигал идею народного воспитания т.е. предлагалось открытие народных школ, обучение в которых носит массовый характер, является доступным и основывается на гражданском и патриотическом развитии детей. Народное воспитание реализуется на родном языке и ориентировано на формирование трудовых навыков, подготовку детей к реальной жизни и их гражданское становление.
Основные педагогические идеи К. Д. Ушинского можно отразить следующими положениями:
- Образование нацелено на социальное развитие личности учащегося и его приспособление к социальной жизнедеятельности;
- Педагогика, как наука, опирается на теоретические положения других научных областей: философия, антропология, социология, физиология, психология;
- Единство педагогической теории и практики;
- Первостепенная роль в воспитательном процессе принадлежит формированию нравственных основ личности;
- Основная воспитательная функция принадлежит семье. В ней заложен огромный воспитательный потенциал, несопоставимый с иными учреждениями;
- Важнейший принцип обучения – принцип наглядности;
- Ориентация на индивидуальный подход в воспитании и обучении.
Таким образом, педагогические идеи К.Д. Ушинского легли в основу отечественной педагогики. Они актуальны и ныне и активно применяются в современной образовательной деятельности.
Дальнейшее развитие научных педагогических идей было развито в трудах ряда отечественных учены-педагогов.
Например, Л. Н. Толстой разработал теорию свободного воспитания. Она основывается на саморазвитии личности воспитанника т.е. в ходе воспитания применяются специальные педагогические методы, которые помогают раскрыть потенциал личности и сформировать у нее стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие по принуждению – недопустимо. Воспитание, по его мнению, должно быть реализовано на основании саморазвития ребенка, иначе оно может оказать отрицательное воздействие на его личность. Также, Толстой считал, что воспитание должно носить индивидуальную направленность.
По мнению П. П. Блонского, педагогика должна превратиться в нормативную науку т.е. она должна разработать закономерности образовательной и воспитательной деятельности, которые являются обязательным условием реализации педагогического процесса.
Н. К. Крупской были рассмотрены основы народной педагогики. Она продвигала идею народного воспитания, базирующуюся на равноправии и равнозначности всех граждан в его получении.