Зарождение системы образования
В современном мире с одной стороны существует понимание необходимости повышать статус и престиж образования, ибо самые необходимые и выгодные инвестиции – это вложения в человека. Благодаря компетентным кадрам можно внедрять научно-технические достижения в экономику, что обеспечивает рост производительности труда и общественное благосостояние. Также образование закладывает в человека духовно-ценностную программу – систему мировоззренческих, гражданских, нравственных, правовых и эстетических представлений, являющихся основой его духовной жизни.
С другой же стороны в наши дни сохраняется доминирование инвестиций в промышленно-строительную сферу. В школе отмечается резкое снижение качества общеобразовательной подготовки, снижается интерес школьников к знаниям и трудовой деятельности, возрастает отсев учащихся, увеличивается число безграмотных и социально индифферентных и инфантильных молодых людей.
Образование в качестве общественно-исторического явления сформировалось на основании практико-прагматической потребности людей получать знания, помогающие жизнеобеспечению. С их накоплением, углублением, ростом образованности общества ученые начали размышлять о Вселенной, о человеке, о взаимодействии человека с природой. Этими тенденциями были определены первоначальные направления развития образования в разных культурах и цивилизациях. Социальные коррективы в характер образования вносились классовым расслоением общества: господствующими классами присваивалась монополия на знания. Остальным слоям населения они доставались только по мере необходимости, чтобы подготавливать производительные силы.
Постепенно в сфере образования шло все большее обособление таких направлений, как практико-прагматическое, меркантильное, гуманитарное, духовно-религиозное и философское. В соответствии с ними шло формирование реальных учебных заведений, представленных кастовыми, жреческими, цеховыми и гильдейскими школами, а с развитием цивилизаций – техническими, коммерческими и реальными училищами, прогимназиями и гимназиями, техническими колледжами и лицеями, профессионально-техническими и ремесленными училищами, техникумами, профессиональными курсами и высшими специальными учебными заведениями.
Образование эпохи Ренессанса (XVIII-XIX века)
Вследствие развития буржуазных отношений, поисков путей вернуть человека к самому себе, борьбы за свободу, равенство и братство началось формирование концепций формирования целостной личности, предпринимаются попытки реализовать их на практике.
Об этом свидетельствуют, например, «Школа радости» В. де Фельтре, в которой детям из обеспеченных семей предоставляли возможность свободного физического и умственного развития, теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссов, который предлагал следовать в развитии ребенка за спонтанными проявлениями его совершенной природы, а также идея Песталоцци, касательно полного развития всех сущностных сил формирующегося человека через вовлечение его в процессы активной жизнедеятельности.
Все обозначенные прогрессивные идеи использовались как теоретическое обоснование таких педагогических направлений, как «Новые школы» во Франции и Швейцарии, элитарные школы США, Германии и Австрии, которые связывали образование детей с природой и свободным развитием, естественными семейными отношениями детей и взрослых.
Образование ХХ века
Тенденции развития содержания среднего образования в советский период определяли партийные решения и установки, которые требовали создать учебно-воспитательное учреждение по развитию человеческой личности, свободной от классовых предрассудков, способной к духовному самосовершенствованию, а также овладению нужными обществу профессиями.
В застойные годы прогрессивные тенденции развития среднего образования начали затухать. Школы охватил кризис, представленный:
- остаточным финансированием,
- падением престижа образованности,
- практической невостребованностью знаний;
- распадом идеалов, общественной морали и дисциплины;
- бюрократизацией и формализацией управленческой системы.
В связи с этим подлинная суть организационно-содержательной перестройки образования заключается:
- в возрождении и развитии всех прогрессивных традиций мировой, русской и советской образовательных систем;
- в решении базовой проблемы возращения человека, потерявшегося в административно-бюрократических «дебрях», к его целостности и нравственной чистоте относительно самого себя.
Суть перестройки школы заключается в продолжении формирования в новых условиях демократии и гласности духовно богатой и открытой для добра, гармоничной личности.
Иными словами, современная система среднего общего образования направлена на воспитание гуманной личности, призвана объединять, интегрировать материал, который нужен для того, чтобы в будущем осуществлять специальную подготовку человека, способного к активным действиям в обществе, а вместе с тем, человека, который стремится к духовной внутренней жизни и управлению своим поведением.