Предпосылки обучения грамоте
Формирование предпосылок к обучению грамоте у дошкольника является процессом его подготовки к дальнейшему изучению грамоты в школе..
Еще в младшем дошкольном возрасте начинается знакомство ребенка со словом и его значением, его звуковым составом и употреблением в разных речевых ситуациях.
Что касается среднего дошкольного возраста, то дети продолжают знакомиться со словами и их звуковым составом. Осуществляется знакомство с разным звучанием звуков, с твердыми и мягкими звуками, последовательностью их расположения в словах, длительностью и краткостью произношения.
Старшие дошкольники осваивают основы анализа звукового состава слова и приходят к полноценной подготовке к грамматическому познанию. Это становится возможным при наличии определенных предпосылок грамматического развития ребенка. К ним относятся:
- Сформированное фонематическое восприятие. Дошкольник должен обладать правильным восприятием речи на слух. Если он может отличать звуки по их тональности, твердости и мягкости звучания, то дальнейшее обучение грамматическим азам становится актуальным.
- Верное произношение звуков. Если ребенок не коверкает звуки, произносит их правильно во всех позициях слова, то это свидетельствует о его нормально развитой речи и, значит, он способен к грамматическому познанию.
- Наличие элементарных навыков разбора слова по составу. Если слово ребенок оказывается способным анализировать звуковой состав слова т.е. выделять гласные и согласные звуки, определять их местоположение в слове, то познание грамоты становится для него реальным процессом.
Данные предпосылки требуют развития. Иными словами, необходимо уделять внимание грамматическому обучению с младшего дошкольного возраста. Тогда, к подготовительной группе дошкольник будет обладать достаточными предпосылками для освоения азов грамоты и поступления в школу с полноценными знаниями грамматических основ родного языка.
Методы исследования предпосылок обучения грамоты
Исследование предпосылок к обучению дошкольника грамоте начинается с проведения логопедического анализа. Он реализуется по следующим направлениям:
Изучение текущего состояния развития звукового произношения. Произношение звуков определяется посредством применения специальных логопедических упражнений. Если ребенок не имеет нарушений, то развитие его звукового произношения признается нормальным и утверждается предпосылкой к обучению грамоте, а в случает отклонений осуществляется логопедическая коррекционная терапия;
Оценка звукового и слогового состояния произношения. Ребенку дается несколько слов, которые он должен разобрать по слогам и звукам. Разбор слов должен быть сопровожден верным произношением;
Изучение фонематического развития и сформированности фонематических представлений. Данное исследование реализуется на основании нескольких заданий:
- Показ картинок с изображением персонажей и изображением их слов – квазиомонимов. Например, жук-сук, уточка – удочка, марка – майка. Ребенку требуется верно произнести их, а также обозначить смысловое значение каждого слова. Именно смысловое различение слов играет важную роль. Если ребенок не отличает слова по смыслу, то их верное произношение не имеет значения.
- Повторение изолированных слогов. Ребенку необходимо повторять звуки за педагогом. Звуки расположены в специальной таблице и выглядят следующим образом: кням, брак, золь, ряс, гам, сость, вость.
- Повторение слогов с фонематически сходными звуками. Педагог произносит слоги, а ребенок повторяет за ним. Например, зазя, чаща, щука, дата, жаша. Произношение должно быть верным и четким.
- Упражнения на правильность произношения педагога. Педагог произносит слова, заменяя в них буквы, меняя их местами, заменяя слоги на фонематически сходные. Ребенку необходимо определить верность произношения и исправить его.
- Самостоятельное придумывание слов. Педагог дает задание на придумывание детьми слов, которые начинаются с конкретного звука. Можно, также, давать задания на постановку данного звука в определенную позицию слова.
Изучение языкового анализа и синтеза. Данное исследование ориентировано на изучение понимания ребенком количества слов и звуков в них. Даются предложения, по которому требуется составить схему, указывающую количество слов в предложении и количество звуков в каком-то одном или всех словах;
Изучение монологической речи ребенка. Проводится исследования верного построения речевых конструкций. Ребенку необходимо составить рассказ так, чтобы его речь была четкой и ясной. Для выполнения задания даются картинки. Педагог произносит текст и требует от ребенка его повторения, но с помощью картинок т.е. их разложения в правильной последовательности (на картинках отображаются сцены рассказа);
Изучение состояния лексико-грамматического строя речи дошкольника. Здесь осуществляется оценка использования уменьшительно-ласкательных форм существительных, различие объектов по материалу их изготовления, обозначаемого прилагательными.
Если исследование данных сторон речи показывает положительную динамику, то дошкольника можно готовить к дальнейшему грамматическому познанию.
Также, часто используются методы оценки навыков составления слов, правильного использования рода прилагательных, числа, их соотношения с существительными при произношении в определенном контексте.
Направления работы по формированию предпосылок к обучению грамоте
Работа по формированию предпосылок грамматического развития дошкольников реализуется по следующим направлениям:
- Знакомство детей со словом. Дошкольники познают, что такое слово и для чего оно нужно, какую роль оно играет в речи.
- Знакомство с предложением. Формируется понимание того, что представляет собой предложение и какое место оно занимает в речи.
- Знакомство со словесным составом предложения. Дошкольника объясняется, что предложение является особой конструкцией, состоящей из слов, относящихся к разным частям речи и несущим определенную функциональную роль в нем. Осуществляется разбор предложений на слова и наоборот, составление предложений из слов. В дошкольном возрасте актуально использование простых предложений.
- Знакомство со слоговым строением слова. Дошкольникам объясняется деление слов на слоги и даются упражнения на разбор и составление слов из слогов.
- Знакомство со звуковым строением слова. Дошкольники познают звуковой состав слова и учатся проводить элементарный анализ.